Лекарства за рулем

Негативное воздействие лекарственных препаратов

 

Лекарства за рулем

Данные исследований, проведенных в США и Западной Европе, свидетельствуют: 15-18% дорожно-транспортных происшествий связаны с употреблением водиетлями лекарств.

Как считают специалисты, каждый третий — пятый водитель по меньшей мере раз в году садится за руль фактически непригодным к управлению автомобилем из-за негативного воздействия тех или иных лекарственных препаратов, которые он перед этим принимал.

Какой-либо статистики, отражающей эту проблему у нас в стране, нет. Более того, наше дорожное законодательство долгое время обходило своим вниманием эту важную сторону безопасности дорожного движения. Только с 1 января 1987 года в Правила был включен отдельный пункт, запрещающий управлять автомобилем, если водитель находится под воздействием лекарств, снижающих скорость реакции и внимание. В ряде стран уже давно разработаны списки-перечни, насчитывающие несколько десятков названий лекарственных препаратов, которые оказывают негативное воздействие на психофизиологические функции водителей. У нас такого перечня нет, поэтому автомобилисты не знают, какие лекарственные средства противопоказано употреблять за рулем, да и правила выписки рецептов пока не обязывают врачей предупреждать водителей об опасности употребления назначаемых ими лекарств.

Известно, что совершенно безвредных лекарств не существует. Взять, к примеру, анальгин, аспирин, фенацетин, амидопирин. Они до последнего времени были почти в каждом доме, но мало кто знает, что злоупотребление ими приводит к снижению числа лейкоцитов, нарушению функции почек, возникновению ангин, гастритов и даже желудочных кровотечений. Но если бездумное отношение к этим лекарствам может принести вред только самому больному, то для водителя неблагоприятное воздействие некоторых из них чревато опасностью до-

рожно-транспортного происшествия, в результате которого жертвами могут стать ни в чем не повинные люди. Проведенный в Финляндии опрос более трех тысяч водителей помог установить, что только пятая часть из них знала о негативной стороне действия лекарственных препаратов. Нетрудно предположить, что у нас этот показатель еще хуже. К сожалению, в информационных материалах о применении лекарств отсутствуют не только прямые указания о запрещении их приема за рулем, но и сведения о побочном действии, снижающем безопасность вождения.

Среди лекарств, которые могут вызвать нежелательные последствия для водителей, прежде всего следует назвать те, которые воздействуют на центральную нервную систему,— наркотические, снотворные, психотропные. Они вызывают изменение эмоционального состояния, настроения человека, отрицательно влияют на такие важные для водителей качества, как скорость реакции, способность критически оценивать ситуацию, умение адаптироваться к окружающим условиям, реагировать на их изменение.

Рассмотрим некоторые виды лекарств, которые обладают таким воздействием на организм человека.

Психоэмоциональные перегрузки, частые стрессовые ситуации и другие отрицательные воздействия окружающей среды побуждают многих людей прибегать к снотворным. Широкое распространение получили такие из них, как оарбиталы — веронал, люминал и производные бензодиазепина, а частности нитразепам (радедорм, эуноктин). Они действительно помогают заснуть, вызывают глубокий сон, оказывают общее успокаивающее действие. Вместе с тем, пр'и длительном применении могут представлять определенную опасность для водителей и даже в небольших дозах

зызвать нарушение реакции на знешние раздражители. Кроме того, они обладают побочным действием, включая также возможные аллергические реакции.

Употребление нитразепама и других снотворных нередко сопровождается вялостью, сонливостью, мышечным расслаблением, головной болью, головокружением, тошнотой, нарушением координации движений и быстроты реакции. Надо помнить, что продолжительность действия этих лекарств достигает 10— 14 часов с момента приема. По данным исследования, проведенного в Тюбингене (ФРГ), 17,9 % аварий происходит из-за тогго, что водители находились под действием барбитуратов (снотворных). Любопытна и такая деталь: особенности их поведения на дороге ошибочно воспринимались полицией как проявление алкогольного опьянения.

На психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека оказывают заметное влияние и психотропные средства. К ним относятся нейролептики, транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты...

К примеру, транквилизаторы оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему. Они способствуют устранению невротических расстройств, уменьшают эмоциональную напряженность, тревогу и страх, поэтому широко используются для амбулаторного лечения. Наиболее популярные транквилизаторы — хлозепид (элениум), сибазон (седуксен, диазепам), фенозепам, нозепам, мезапам (рудотель), мепротан (мепробомат). Их прием может также сопровождаться опасными для водителей побочными эффектами: тошнотой, головокружением, сонливостью, нарушениями координации движения. Под воздействием этих лекарств риск возникновения аварийной ситуации повышается в пять раз.

В последнее время резко возросло употребление анорексигенных средств для борьбы с тучностью. Побочное действие их иногда проявляется в повышенной раздражительности, беспокойстве, бессоннице, ознобе, повышении артериального давления и нарушении сердечной деятельности. Все эти серьезные последствия исключают возможность применения таких препаратов водителями. Во всяком случае в период работы за рулем.

Завершая наш разговор, следует указать еще и на эффект потенцирования — усиления действия различных лекарств в результате их одновременного приема. Это явление широко используется во врачебной практике, однако для водителя такой эффект может стать источником многих неприятностей.

Информируя обо всем этом, мы вовсе не хотим как-то ограничить возможности больного человека на то лечение, которое ему определено врачом. Наша задача напомнить, что врач, назначая лекарства, должен поинтересоваться, не является ли его пациент водителем, и если да, то предупредить его об опасности поездок за рулем во время лечения. Ну и, конечно, сами водители на приеме у врача должны интересоваться всем этим. Пока же приходится констатировать: до сих пор у нас эти проблемы не стали актуальны. А жаль. Ведь речь идет о жизни и здоровье десятков, сотен тысяч людей.

А. КУЗЬМИН, Л. БАРАНОВА, врач, кандидат медицинских наук



1991N07P32








Связь с администрацией: [email protected]