Переделка электрооборудования Явы

На мотоциклах ЯВА-634, выпускавшихся до 1985 года, при малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к ее выходу из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности - поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет достаточно большие неудобства, особенно при эксплуатации мотоцикла на сельских дорогах, скорость движения по которым сравнительно невысока.

На ЯВЕ модели "638" применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в "За Рулем" # 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мни. Многие владельцы 634 модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают серьезное препятствие: основной прибор - генератор имеет иные присоединительные и габаритные размеры. В свое время, некий студент из уральского города Курган Д. КУЗНЕЦОВ преодолел эту трудность и успешно переоборудовал свой мотоцикл.

Им были использованы явский генератор (12 В, 210 Вт), аккумуляторная батарея (12 В, б А- ч) "Трепча". Выбор батареи объясняется тем, что отечественную батарею 6 МТС-9 разместить в тесном подседельном отсеке без переделки не удавалось. Также были приобретены выпрямитель, две катушки зажигания и реле указателей поворота. Поскольку "родные" (модели "638)" регулятор напряжения и реле контрольной лампы найти не удалось, были применены реле РРЗЗО от мотоцикла "Урал", учитывая, что разница в мощности генератора у ЯВЫ и "Урала" невелика - 210 и 200 Вт соответственно. Суть переделки в следующем.

Механическая часть. Из стали любой марки делаем переходные фланец (рис. 1) и конус (рис. 2).

 

Рис. 1. Переходной фланец. Рис. 2. Переходной конус.

При разметке фланца пользуемся в качестве шаблона статором генератора, а конуса - ротором. Кроме того, необходимо, собрав статор с фланцем, пропилить в них круглым напильником небольшое углубление под винт, крепящий правую крышку картера. Переходной фланец устанавливаем вместо старого 6-вольтового генератора в расточку картера и крепим двумя винтами Мб X 30. Затем на цапфу коленчатого вала надеваем переходной конус и ротор генератора. Статор крепим четырьмя винтами Мб X 10 к переходному фланцу.

Чтобы не повредить щетки при монтаже новых деталей, их лучше временно снять с генератора.

Поскольку новый генератор больше по размерам, надо обработать (лучше на вертикально-фрезерном станке, но можно и вручную) правую крышку картера, сняв часть перегородки. Чтобы не повредить крышку на станке, предварительно вставляем распорку, как показано на рис. 3.

Рис. 3. Крышка картера: 1 - распорка, 2 - дистанционная прокладка, 3 - перегородка

Кроме того, из подходящего материала - пластмассы, картона и т. и. делаем дистанционную прокладку под крышку толщиной 4 мм, пользуясь правой крышкой картера в качестве шаблона.

Чтобы защитить генератор от пыли и грязи, вклеиваем резиновую перегородку. Для нее и прокладки используем эпоксидный клей.

Надо еще исключить задевание тормозной педали о "расширившийся" теперь двигатель, - сняв педаль и вал тормоза, укоротить на 4 мм или изготовить новую распорную втулку 5 (рис. 4) и выточить втулку 7 длиной 4 мм. После сборки согласно рисунку педаль окажется смещенной вправо.

Рис. 4. Привод ножного тормоза: 1 - тормозной рычаг, 2 - регулировочный винт, 3 - фетровое кольцо, 4 - рама мотоцикла, 5 - распорная втулка, 6 - вал тормозной педали, 7 - дополнительная распорная втулка, 8 - тормозная педаль

Электрическая часть. Для переделки электропроводки нужно запастись штеккерами шириной 6,3 мм и цветными автомобильными электропроводами. Если используем приборы от модели "638", соединяем их по "родной" схеме, опубликованной в "За рулем" (1987, © 6). Когда же применяется реле-регулятор РРЗЗО (от "Урала" или другой 12-вольтовый с такими же выводами), то проводку выполняем, как указано на рис. 5. В любом случае придется изменить схему подсоединения контрольных ламп нейтрали и работы генератора. Для этого необходимо удалить перемычку, соединяющую эти лампы.

Рис. 5. Схема системы энергоснабжения: 1- катушки зажигания, 2 - выключатель стоп-сигнала, 3 - генератор, 4 - выпрямитель, 5 - аккумулаторная батарея, 6 - предохранитель, 7 - реле-регулятор, 8 - включатель лампы нейтральной передачи, 9 - лампа нейтральной передачи, 10 - контрольная лампа работы генератора.

Далее. Синий провод, идущий от контакта "54" замка зажигания, подсоединяем к контрольной лампе нейтрали. Контрольную лампу генератора подсоединяем дополнительным проводом к корпусу. Чтобы обеспечить надежную "массу" у ламп подсветки тахометра и спидометра, надо проложить еще один "минусовый" провод, как это сделано у ЯВЫ модели "638" (см. названную схему).

Дополнительный провод от выключателя стоп-сигнала подсоединяем к контакту "ВЗ" реле РРЗЗО, провод от контакта "DF" обмотки возбуждения генератора - к контакту "Ш". Синий провод от контрольной лампы генератора подключаем к контакту "ЛК". Контакт "86" генератора соединяем с контактом " ~" на реле. Целесообразно сразу установить выключатель "массы" на "минусовом" проводе, идущем от аккумуляторной батареи к раме мотоцикла.

Что касается фары, то в ней для подсоединения новой лампы нужно заменить узкие штеккеры на широкие от любой мотоциклетной или современной автомобильной фары, где стоит лампа 45/40 Вт. Провода от катушек зажигания можно использовать старые, разогнув лишь чуть-чуть их штеккерные наконечники. Реле-регулятор РРЗЗО и выпрямитель устанавливается в подседельном отсеке. Замена 6-вольтовых на 12-волътовые катушки зажигания, лампочек, реле указателей поворота и звукового сигнала трудностей не вызывает.

"За рулем", #7/88








Связь с администрацией: [email protected]