Аккумулятор в вопросах и ответах

Еще раз о батареях

 

После опубликования статей, где рассматривались обслуживание и ремонт мотоциклетных аккумуляторов (1985, № 11 и 1986, № 4), в редакцию приходят письма с дополнительными вопросами по этой теме. На наиболее часто встречающиеся отвечает автор этих материалов В. СЕКРЕТОВ.

Как лучше хранить новые и бывшие в употреблении батареи?

Новые аккумуляторные батареи, вообще говоря, лучше не хранить, а сразу вводить в строй. Дело в том, что активная масса, состоящая из пористого металлического свинца на отрицательных пластинах и оксида свинца на положительных, охотно реагирует с кислородом и парами воды, всегда имеющимися в воздухе. При этом аккумулятор разряжается, а активная масса превращается в гидрооксид свинца. Это отрицательно влияет на долговечность аккумулятора. Чтобы ослабить эти вредные реакции, надо заливные отверстия банок в новой сухой батарее герметично закрыть пробками. Если хранить батарею придется больше месяца, то желательно положить ее в полиэтиленовый мешок и закупорить его. В помещении, где температура колеблется в небольших пределах, батарея может сохранить свои свойства в течение нескольких лет.

Есть разные методы хранения батареи, бывшей в употреблении. Если ее ставят на зимний отдых, то лучше всего сделать так. Замените старый загрязненный электролит свежим и полностью зарядите батарею. Поставьте ее в холодное место, обмотав тряпками, чтобы защитить от суточных колебаний температуры. Раз в два-три месяца проверяйте плотность электролита. Когда она снизится более чем на 0,04 г/см3, вновь зарядите батарею.

Если ее надо сохранить в течение двух-трех лет, лучше всего, по моему опыту, полностью разрядить и слить электролит, а после промывки поставить в сухом месте, перевернув вниз заливными отверстиями, не заворачивая пробки.

При введении в строй батарею достаточно промыть дистиллированной водой, заправить электролитом плотностью 1,12—1,14 и зарядить. И, как всегда после заряда, откорректировать плотность электролита, то есть довести ее до нормы, доливая соответственно электролит большей плотности или дистиллированную воду.

Электролит какой плотности следует заливать в новые и работавшие батареи?

В новые, неэксплуатировавшиеся батареи следует заливать электролит следующей плотности: при температурах ниже 0° — 1,28—1,29; летом в центральных районах — 1,25 —1,27; летом в южных районах — 1,23—1,24. Если спустя 20— 30 минут после заливки плотность электролита снизится, ни в коем случае не поднимайте ее, доливая электролит большей плотности. Следует подзарядить батарею, и тогда плотность повысится до прежней величины.

В батарею, находящуюся в эксплуатации, надо доливать только дистиллированную воду, если, конечно, из нее не выливался электролит. Корректировать плотность следует только в полностью заряженной батарее, доводя ее до указанных выше величин.

Не вредно ли излишнее время заряда батареи?

Это зависит от величины зарядного тока. В конце заряда начинается разложение воды, образуются пузырьки газа, которые разрушают активную массу пластин. Кроме того, вследствие «испарения» воды плотность электролита повышается и может стать чрезмерной. Естественно, что, чем больше зарядный ток, тем сильнее вредные последствия перезаряда.

В батарее «Трепча» по шву между корпусом и крышкой просачивается электролит. Как быть?

Попытка заклеить шов к успеху не приведет. Его можно только заплавить. Сначала точно определите место течи. Для этого оберните батарею несколькими слоями газетной бумаги, следы на которой быстро укажут дефектный участок. Затем, взяв полоску полиэтилена (а лучше вырезанную из такого же корпуса), заплавьте паяльником шов, как предложено в «Советах бывалых» («За рулем», 1986, № 11).

Для промывки батареи 6МТС-9 после сверления отверстий в дне для удаления шлама, о чем говорилось в статьях (1986, № 4 и 6) и «Советах бывалых» (1986, № 3), нужно много дистиллированной воды. Нельзя ли использовать водопроводную?

Можно. По моим наблюдениям, после такой промывки батарея служит по крайней мере еще год. Но все-таки лучше использовать дождевую или снеговую воду. Можно поступить и так. Промыв батарею сильной струей из-под крана, промойте ее затем два-три раза дистиллированной (снеговой, дождевой) водой.

Возникло короткое замыкание в одной из банок батареи 6МТС-9. Промывка эффекта не дала. Имеется еще одна неисправная батарея той же марки. Можно ли из этих двух батарей собрать одну работоспособную?

Если есть две неисправные батареи одного типа («Трепча» или 6МТС-9), можно применить следующий способ ремонта. Зарядите полностью обе батареи и выровняйте до одинаковой величины плотность во всех банках. Затем разряжайте обе батареи одинаковым током, включив их последовательно на одну и ту же нагрузку. Во время разряда контролируйте напряжение на каждом аккумуляторе. Для этого надо просверлить отверстия в крышке батареи и через них подсоединять наконечники вольтметра к выводам блоков пластин. У лучших аккумуляторов напряжение будет выше. При отсутствии вольтметра можно воспользоваться лампочкой от карманного фонаря с припаянными к ней проводами, определяя лучшие по яркости горения лампы.

 

Соединение банок, вырезанных из двух батарей

Соединение банок, вырезанных из двух батарей

 

После разряда выберите шесть лучших банок для 12-вольтовой батареи или три для 6-вольтовой. Из них и будет составляться батарея.

Делается это так. Берем ножовку для металла и вырезаем из батарей негодные аккумуляторы. Разрезы должны проходить так, чтобы перегородки между аккумуляторами оставались у исправных банок. Затем при помощи пайки соединяем последовательно банки между собой отрезками многожильного провода, учитывая полярность выводов («плюс» с «минусом»), как представлено на фото.

Чтобы уменьшить возможное просачивание электролита, место пайки надо залить лаком или эпоксидным клеем. Обязательно после заливки электролита проверяем вольтметром, правильно ли соединены аккумуляторы. Зарядив батарею, заворачиваем ее в конверт из двух-трех слоев полиэтиленовой пленки и скрепляем изоляционной лентой. Вместо пробок в крайнем случае можно использовать кусочки поролона, которые, пропуская выделяющиеся газы, задерживают электролит.

При попытке разобрать для ремонта батарею 3МТ12 оторвались положительные пластины. Как можно было избежать этого?

При разборке старых батарей с эбонитовым корпусом часто, бывает, не удается извлечь «начинку» без разрушения, так как от коррозии положительные пластины сильно разбухают и заклиниваются в корпусе.

Если вы при разборке почувствовали, что «начинка» выходит из корпуса с трудом, то поступите так. Батарею положите на ночь в морозильную камеру холодильника. Утром нагрейте до кипения воду в кастрюле и опустите туда батарею, так чтобы вода не доходила до верха корпуса на 15—20 мм. Через 10 минут, когда эбонит размягчится, выньте батарею из воды; положив ее на бок, вы легко извлечете начинку.

Аккумуляторную батарею в литературе часто называют аккумулятором. Нет ли здесь ошибки?

Аккумулятор — аппарат, обладающий способностью накапливать (аккумулировать) и отдавать энергию, в данном случае электрическую.

Батарея — устройство, составленное из нескольких одинаковых элементов. Аккумуляторная батарея состоит из нескольких аккумуляторов и в то же время сама является аккумулятором. Поэтому правомерно применять оба термина.

Нельзя ли повысить мощность генератора ЯВЫ-634 на малых и средних оборотах, перемотав ротор?

Да, это возможно, но такая работа требует соответствующей квалификации и большой аккуратности. Сначала надо удалить имеющиеся обмотки ротора, зарисовав их расположение. Затем уложить по восемь витков провода диаметром 0,8 мм в каждую секцию. Витки должны быть тщательно изолированы от ротора. Нельзя распиливать пазы в роторе с целью уложить более толстый провод или большее число витков. При распиливании пластины ротора неизбежно замыкаются одна с другой. Это вызывает сильный нагрев ротора токами Фуко при работе и приводит к выходу генератора из строя. Концы проводов соединяют с пластинами коллектора чеканкой с последующей пайкой.

Проще, конечно, установить ротор от генератора ЯВЫ выпуска до 1974 года, но это дает меньший эффект.

Как можно судить о степени разряженности батареи, если нет ареометра?

Без ареометра, то есть не измеряя плотность электролита, невозможно определить, насколько разряжена батарея. Более того, и при помощи ареометра это не удается сделать, если неизвестна величина плотности, когда батарея была полностью заряжена. Только располагая этими данными, можно по таблице, приведенной в инструкции к батарее или мотоциклу, определить степень разряженности.


 

1987N07P26-27








Связь с администрацией: [email protected]