Двигатель и топливо

 

Многих мотолюбителей интересует вопрос: почему для почти одинаковых, по их мнению, двигателей применяют разные марки бензина? Почему, например, «Юпитер—3» можно эксплуатировать на А-76, а ЯВУ-634 не рекомендуется, «Планета—3» на нем работает отменно, а «Планета-спорт» быстро выходит из строя?

Да, эти двигатели одного класса — 350 см3, однако не следует спешить с выводами о возможности применения для них одного и того же, по возможности дешевого топлива.

Наибольшего внимания требует двигатель «Планеты-спорт» — высокофорсированный и к тому же одноцилиндровый. Последнее обстоятельство играет важную роль, так как при прочих равных условиях (то есть при одном и том же давлении в конце процесса сжатия и температуре заряда, одинаковом составе смеси, одинаковом топливе и т. д.) детонация возникает раньше в большем цилиндре, чем в меньшем. Поэтому-то деление рабочего объема двигателя на меньшие посредством применения двух и более цилиндров вместо привычного одного является распространенным решением в мотоциклостроении, когда, не считаясь с усложнением конструкции, хотят получить повышенную мощность увеличением степени сжатия.

Вот почему одноцилиндровый мотор мотоцикла ИЖ Планета-спорт при его сравнительно большом объеме и степени сжатия около 9 даже при работе на бензине АИ-93 требует значительного внимания, квалифицированного обслуживания. О применении здесь «дешевого» А-76 без снижения степени сжатия (то есть без специальной прокладки под головкой цилиндра) не может быть и речи.

Обратимся теперь к двухцилиндровым ЯВЕ-634 и «Юпитеру—3», очень «схожим», как многие считают. В самом деле, рабочий объем цилиндров, степень сжатия (около 9,2) почти одинаковы. Но схожесть на этом «почти» и кончается. Совершенно по-разному они охлаждаются, далеко не одинаковы у того и другого параметры цилиндра и поршня, фазы газораспределения, различны скоростные характеристики. В отношении детонационной стойкости наш «Юпитер» по ряду обстоятельств оказался выше ЯВЫ-634, что и позволяет применять для него бензин А-76. Заметим, однако, что наилучших результатов он достигает все-таки на бензине АИ-93. Тем не менее ижевский завод, учитывая, что его мотоциклы эксплуатируются в основном в сельской местности, где АИ-93 менее распространен, чем А-76, рекомендует последний в качестве основного топлива. Это вполне окупает некоторое снижение отдельных параметров двигателя, что практически не проявляется при обычных поездках.

В то же время ЯВА-634, для которой ныне рекомендован бензин АИ-93, может лишь в некоторых случаях удовлетворительно работать на А-76. В каких? В журнале «За рулем» мы об этом говорили (1975, № 3, 1980, № 9). Так при прохладной погоде, избегая чрезмерно резких разгонов или езды на низких оборотах с большой нагрузкой (то есть с почти полностью открытым дросселем), чрезмерного опережения зажигания и обеднения смеси, чаще удаляя с двигателя грязь, препятствующую охлаждению, а из его каналов и деталей — нагар, можно ездить на А-76 почти без детонации. Но это требует солидного опыта, особенно когда не все условия выполнены. Именно поэтому завод ЯВА, гарантируя исправную работу мотора при любых нормальных условиях эксплуатации, назначил для него только бензин АИ-93.

А что будет, если, наоборот, вместо низкооктанового применять более высокооктановый бензин? Кажется, возрастет мощность, улучшится разгон и т. п. Ничего подобного. В цилиндре двигателя с недостаточной степенью сжатия высокооктановое топливо сгорает медленнее, и затягивание этого процесса приводит к тому, что какая-то часть заряда не успевает полностью сгореть за время рабочего хода поршня и. догорая уже в начале фазы выпуска, заметно перегревает близлежащую зону цилиндра, поршня, колец. Сильнее нагреваются нижний пояс цилиндра и мотор в целом. В результате снижается мощность, увеличивается расход топлива Легко заметить, что происходящее сильно напоминает работу мотора при слишком позднем зажигании. Действительно, она в этом случае заметно улучшается, если увеличить опережение 'зажигания (такой же эффект дает уменьшение опережения при вынужденном применении низкооктанового бензина в форсированном моторе).

Но что водитель получает от замены дешевого топлива дорогим? Практически ничего, кроме заметного удорожания эксплуатации мотоцикла Поэтому такого рода замены нужно считать вынужденными и прибегать к ним разве что в безвыходных ситуациях. Первое, о чем нужно помнить тогда, — это недопустимость движения с большими оборотами, особенно в жаркую погоду.

Как видим, у владельцев мотоциклов с двухтактными двигателями топливная проблема не так сложна, как иногда новичкам кажется. В более трудном положении оказываются владельцы тяжелых мотоциклов с четырехтактными двигателями. Тут и машина намного сложней, и риска больше, и ремонт дороже. Для нее применение бензина неподходящей марки должно быть практически исключено. Нельзя безнаказанно заправлять М—72, К—750, «Днепр», «Урал» бензином АИ-93: рано или поздно (скорее рано) это приведет к беде. Высокооктановый бензин здесь тоже будет сгорать медленнее, тоже станет дополнительно нагревать детали вблизи выпускного канала, и в первую очередь выпускной клапан» который и без того работает в очень тяжелых температурных условиях. Дальнейший его перегрев заканчивается обгоранием — двигатель выходит из строя, и надолго. А ремонт здесь куда сложнее, чем замена поршня на ИЖе или ЯВЕ.

Э. ВИКТОРОВ, инженер

 

1981N04P31








Связь с администрацией: [email protected]