Гаечные ключи

Размышления

 

 

Многие сомневаются: ключи — разве это интересно? Ведь тихо, никакого ажиотажа вокруг них нет. Что ж, логично, но вот какое есть предположение: основная масса наших неизбалованных автомобилистов хороший инструмент не только руками не пробовала, но и в глаза не видела. Откуда же возьмется интерес?

А может они вообще в инструменте не нуждаются? Посмотрите: все автомобилисты, даже самые опытные, дружно рвутся в автосервис. Но это же аномалия, и смысл ее известен. Как только запчасти перестанут быть монополией сервиса и вообще «притчей во языцех» (а такой день, хочется верить, не за горами), потребность в инструменте неминуемо выйдет на передний план. И с этой точки зрения сегодняшний разговор вполне уместен. Его и поведет сотрудник журнала опытный автомобилист А. МОИСЕЕВИЧ.

Здесь требуется некоторое уточнение. Для самостоятельной работы с машиной нужны и универсальные гаечные ключи, и специализированные приспособления. Но можно проследить определенную зависимость: чем лучше, полнее и шире набор первых, тем меньше требуется вторых. Кроме того, львиная доля времени и сил уходит не на какие-то особые операции, а на отвертывание и завертывание обычных болтов и гаек. Поэтому речь у нас пойдет об универсальном инструменте. Именно он обеспечивает удобство, качество, а чаще всего и саму возможность выполнения монтажно-демонтажных работ.

В любой машине есть много «корявых» мест, где к резьбовому соединению вообще подобраться трудно, а плотно, как следует захватить ключом грани — и того труднее. Часто бывает и так, что доступ к болту неплохой, но либо он слишком туго затянут, либо просто приржавел. Несколько неудачных попыток стронуть его с места обычным рожковым ключом — и грани «закатываются» так, что вместо запланированной работы приходится тратить массу времени, энергии и изобретательности, чтобы как-то справиться с упрямым болтом. Подобные ситуации можно перечислять долго. Ясно одно: для серьезной работы штатный комплект ключей недостаточен. Те, кто постоянно обслуживает и ремонтирует автомобиль своими силами, знают: хороший набор инструмента это не роскошь, а необходимость. И не скупятся, если видят в продаже недостающее.

А что можно увидеть на прилавке?

Во-первых — обычные рожковые ключи, отдельные или собранные в комплекты. Они ничем не лучше тех, которыми укомплектован автомобиль, и могут понадобиться, только когда штатные ключи поломаны или растеряны.

Во-вторых, комплекты торцевых головок. О достоинствах инструмента подобного рода говорить не приходится — они известны. Поэтому почти у каждого рукодельного автомобилиста есть такой комплект, а то и два — разной размерности.

Вот, собственно, и все — список исчерпан. С нашей точки зрения, его краткость свидетельствует о том, что говорить нужно не о качествах того, что есть, а о том инструменте, которого сегодня нет, но который нужен автомобилистам.

С появлением в продаже первых комплектов торцевых головок (это было полтора-два десятка лет назад) бывалые водители пришли в восторг. Как же: перебивались с хлеба на воду, а тут такие нужные вещи! Это отношение покупателей вызвало у заводов убежденность, что выпуск данных изделий гарантирует торговый успех. Сейчас, пожалуй, можно насчитать уже полтора десятка, а то и больше заводов, выпускающих комплекты головок, вся номенклатура которых включает несколько десятков моделей. В продаже такие наборы есть повсеместно. Казалось бы, этому нужно только радоваться. Но дело в том, что уже сейчас рынок близок к насыщению. И, если исходить даже только из интересов промышленности, вывод один: своевременно предпринять усилия, направленные на более полное удовлетворение нужд покупателя. Какими должны быть эти усилия? Об этом — наш дальнейший разговор.

Несмотря на изобилие комплектов, сам по себе рабочий орган — торцевая головка — всегда примерно одинаков. А всем наверняка знакома досадная, но очень частая ситуация: головку не удается надеть на гайку, потому что мешает длинный "хвост" торчащей из нее шпильки. Приходится откладывать в сторону красивое изделие и браться за обычный рожковый ключ с риском закатать грани. Зарубежные фирмы для таких мест делают головки увеличенной высоты. Работники автосервиса, пользующиеся импортным инструментом, знают, как они нужны. У нас же против этого возражают специалисты-инструментальщики, утверждая, что не следует тратить лишний металл — ведь по правилам машиностроения шпилька или болт не должны выступать из гайки более чем на пять миллиметров. Но общие правила таковыми и остаются, а «автомобильные факты», как говорится, налицо. Вероятно, стоило бы выпустить в продажу удлиненные головки, хотя бы в виде дополнения к товарным комплектам. Пусть вначале в небольшом количестве, для изучения спроса. (Позволю себе заметить в скобках: если это произойдет — лично я куплю сразу же. Время и сбитые руки — дороже.)

Есть еще одно неплохое решение. Владельцы «жигулей» согласятся со мной: очень удобен штатный трубчатый ключ 8х10 мм. Там, куда подлезет «трубочка», пользуются именно ей. С ней и грани гайки будут целы, и шпилька может торчать сколько угодно. Конечно, трубчатый ключ не на сто процентов заменяет удлиненную головку — к той можно и удлинитель с карданным шарниром присоединить, и вороток-трещотку. Но чаще всего этого не требуется. К тему же «трубочки» просты и дешевы, а изготовление их несложно. Так почему бы не выпускать их в виде комплектов? Скажем, всего четыре таких ключа позволят через миллиметр перекрыть весь нужнейший диапазон от 7 до 14 мм (например, 7X8, 9х10, 11X12, 13X14). ГОСТ на эти изделия имеется, дело за промышленностью. Товарищи производственники, откликнитесь на нужды автомобил истов!

Однако не везде к болту или гайке можно подойти ключом с торца, по оси резьбового соединения. Приходится подбираться сбоку. Лучше всего при этом использовать накидной ключ (специалисты называют его кольцевым): в отношении контакта с гранями гайки он идентичен торцевой головке. Но много ли таких ключей в нашем распоряжении? Обычно один-два — те, что прилагались к машине. Автозаводы стремятся обеспечить ими хотя бы несколько самых ходовых размеров болтов и гаек. А хотелось бы купить и иметь в своем распоряжении комплект накидных ключей на все размеры, подобно комплекту торцевых головок. Но, увы, такие изделия у нас не выпускаются. В НИИ инструмента сомневаются: нужны ли они вообще? А вот в том же автосервисе и в тех автохозяйствах, которые оснащены импортными наборами, никаких сомнений нет: там эти ключи считают важнейшими и в оба глаза следят за сохранностью. Что же, очень трудно организовать у нас выпуск комплектов накидных ключей в виде товаров народного потребления? Да нет, видимо, дело в другом. Промышленность исходит из того, что нет заявок от торговли. Торговля — что не спрашивают покупатели. А с чего бы им, покупателям, спрашивать изделия, которые они никогда не видели ни в продаже, ни просто в руках коллег-автомобилистов?

 

Гаечные ключи

Гаечные ключи: 1 — торцевая головка увеличенной высоты; 2 — комбинированныч ключ с рожковым зевом и кольцом одинаковой размерности; 3 — сменный рабочий элемент накидного ключа, вставляемый рукоятку; 4 — сменный элемент рожкового ключа для работы в труднодоступных местах.

 

 

Делать накидные ключи можно в разных вариантах — и двусторонними (как в штатном инструменте), и комбинированными, когда на ключе с одной стороны расположен обычный рожковый зев, а с другой — накидное кольцо того же размера. В целях компактности и экономии материала зарубежные фирмы применяют и такое решение: накидные кольца имеют короткий хвостовик с шариковым фиксатором, а ручка — одна, общая для всего комплекта. Думается, все эти комплекты пользовались бы спросом у автомобилистов.

И еще. Некоторые, зарубежные фирмы делают также наборы ключей, каждый из которых представляет собой рабочую часть обычного рожкового ключа (то, что называют «зевом») с коротким хвостовиком, в котором сделано квадратное отверстие, расположенное перпендикулярно плоскости зева. В квадрат вставляют удлинитель с воротком, скажем, тот, что имеется в комплекте торцевых головок. Такой инструмент незаменим в случае, когда что-то мешает надеть на болт головку или накидной ключ, а работать рожковым ключом нельзя, потому что нет места для размаха. Иные механики сами делают некое подобие, сгибая рожковый ключ на 90° возле зева.

Наконец, нельзя не сказать о таких элементах, как удлинитель, проставки и переходники в наборах торцевых головок. Часто бывает так: вначале автомобилист покупает комплект попроще и подешевле, а затем, войдя во вкус самостоятельной работы и столкнувшись с ее трудностями, вынужден приобретать более полный комплект — с карданным шарниром, проставками разной длины. Сами же головки в основном дублируются. Зачем же это нужно? Лучше продавать вышеупомянутые детали по отдельности, тем более что квадраты стыкуемых хвостовиков стандартизованы. Правда, у хвостовиков по стандарту есть несколько размеров (10 мм, 14 мм, а у изделий прежних лет и другие), поэтому очень нужны еще и переходники, чтобы головки одного комплекта можно было использовать с удлинителем и шарниром от другого.

Словом, промышленность может сделать многое. Важно творчески подойти к делу, внимательно изучить зарубежный опыт, не пренебрегать разработками «самодельщиков». Миллионам автолюбителей это окажет неоценимую помощь, а предприимчивым изготовителям — экономическую выгоду.



 

1987N04P29-30








Связь с администрацией: [email protected]