Галогенные лампы

Что они дают и как ими пользоваться

 

Недавно возле магазина запчастей, где в кругу покупатели нередко открывают дискуссии и обмениваются опытом по любым вопросам эксплуатации автомобилей. я услышал такой разговор.

— У меня теперь со светом порядок! — похвалялся один. — Галогены поставил!

— Ну и как?

— Что ты! В десять раз фары лучше светят.

— А мне приятель из зарубежной поездки привез, — вступил в разговор третий, — так ГАИ запретила на «Волгу» ставить.

— Да ну, мода все это и больше ничего! — безапелляционно заявил один из слушателей. — И с обычными фарами жить можно.

— Точно. — поддержал его кто-то, — А стоят эти лампы — ого-го!

Слушал я этот спор и убеждался, что в общем-то большинство водителей еще плохо представляет себе, для чего нужны галогенные лампы, в чем их преимущество перед обычными и в каких условиях они дают наибольший эффект. На эту тему и хочется поговорить.

Конечно, системы освещения автомобилей еще далеки от совершенства. Потому и не прекращаются поиски любых путей для улучшения условий езды в темное время. Вот появились сравнительно недавно и галогенные лампы для автомобильных фар. Что они собой представляют? Чем отличаются от стандартной автомобильной лампы накаливания? Особенностями физико-химического процесса. Дело в том, что в колбу такой лампы заключают смесь инертных газов, содержащих галогены, например йод или бром. Если температуру этой смеси довести до 300 — 350 С. галогены вступают с испаряющимся вольфрамом нити в устойчивое газообразное соединение. Именно такой тепловой режим и создают на стенках колбы галогенной лампы, изготовленной для этого из специального тугоплавкого кварцевого стекла. При той же температуре, что имеет нить накала, соединение вольфрама и брома распадается, и вольфрам осаждается на раскаленной нити. В результате чего она постоянно восстанавливается. и теоретически галогенная лампа может работать бесконечно (на практике это пока не получается из-за несовершенной технологии производства). а кроме того, ее колба не чернеет от налета испаряющегося вольфрама. Все это вместе взятое позволяет, во-первых, увеличить более чем в полтора раза светоотдачу лампы, а во-вторых, обеспечить стабильность ее эксплуатационной характеристики в течение всего срока службы. Тогда как потемнение колбы, которое со временем происходит в обычных лампах, почти вдвое ослабляет их световой поток. Иными словами, две фары с галогенными лампами по световому эффекту заменяют минимум три фары с обычными той же мощности. Правда, стоимость их еще высока, но игра стоит свеч.

Галогенные лампы выпускаются с одной или двумя нитями накаливания. Однонитевые используются главным образом в дополнительных фарах — про-тивотуманных, фарах-прожекторах. В тумане, например, они позволяют на 10—20% повысить безопасные скорости движения. Такие противотуманные фары и эффективнее на поворотах: они высвечивают более удаленные препятствия, сокращают "слепые зоны". На 30 — 40% возрастает с галогенными лампами дальность действия фар-прожекторов.

Двухнитевые применяются в фарах головного света. И они заметно улучшают условия видимости препятствий на дороге благодаря большей освещенности и яркости покрытия. более высокой контрастности объектов и деталей фона, более широкому световому пятну на рабочем участке поля зрения. Повторяем, сила света фар с галогенными лампами в направлении обочин и дороги почти вдвое выше, чем с обычными.

Но есть, как говорят, у этой медали и оборотная сторона. Фары с галогенными лампами и слепят больше. Приблизительно на 10—15%. Притом эти результаты получены в сравнительных испытаниях на дорогах с покрытием высокого качества. На неровных же дорогах, а также в случаях, когда нарушена регулировка фар, они могут вызвать и более сильное ослепление. Поэтому, я частности, с учетом наших условий эксплуатации специалисты сочли пока нецелесообразным применение галогенных ламп в фарах ближнего света. Их разрешено устанавливать в фары дальнего света, там. понятное дело, где они конструктивно выполнены отдельно на ВАЗ —2103, ВАЗ —2106. «Москвиче—408Э», то есть на моделях с четырех-фарной системой освещения. Когда н конструкциях наших автомобилей, а такие работы уже ведутся, появятся устройства для корректировки угла наклона фар в зависимости от нагрузки, галогенные лампы можно будет применять без всяких ограничений.

Так что, возвращаясь к дискуссии у магазина, с которой начата статья, скажу, что, запретив установку галогенных ламп в фары «Волги». ГАИ поступила совершенно правильно. Пока будем использовать их в фарах дальнего света, то есть в обстановке, когда близко нет водителей, движущихся во встречном направлении, когда ваш сильный свет никому не мешает и только на пользу.

Вместе с тем хочу дать несколько советов водителям. Если в фарах дальнего света вашей машины стоят галогенные лампы, не забудьте, что они слепят других водителей с большего расстояния, чем обычные фары. Поэтому переключать свет при встречных разъездах только за 150 метров, как того требуют Правила дорожного движения (в расчете на обычные), в таких случаях поздно. Это нужно делать метров за 200 -250.

Учтите также, что при переключении света на ближний усилится эффект «черной ямы» — провал этот будет более резким, потеря видимости станет более ощутимой. Поэтому надо заблаговременно снижать скорость. Это надо делать, разумеется, всякий раз при переходе с дальнего света на ближний, но при выключении галогенных ламп — до более низкого предела: 30 — 40 км/ч.

Наконец, последний совет — по эксплуатации самих галогенных ламп. Старайтесь. чтобы при замене их или просто обслуживании оптических элементов фар колбы ламп оставались абсолютно чистыми. Ведь рабочая температура здесь высока, и частицы грязи, масла, которые с ваших рук могут попасть на стекло, запекаются на его поверхности и значительно снижают световые параметры.

Итак, эффективность и перспективность галогенных ламп не вызывает сомнений, но только при их грамотной эксплуатации, при более внимательном отношении к другим водителям, на машинах которых стоят обычные фары.

К. ЛЕВИТИН, заведующий отделом НИИавтоприборов, кандидат технических наук

 

Комплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.

Комплект патронов и галогенных ламп для фар дальнего света, выпускаемых рижским опытным заводом средств механизации.

 

Галогенные лампы


Вот так меняется дальность видимости, скажем, пешехода в темной одежде при освещении дороги галогенными (1) и обычными (2) фарами легкового автомобиля на ближнем (а) и дальнем (б) свете.


 

1980N02P21








Связь с администрацией: [email protected]