Ява для многодневок
Завод «Ява» в Праге делает для многодневных соревнований мотоциклы, технические характеристики которых приведены в таблице. Компоновка машин всех классов одинакова, многие узлы и детали унифицированы. Назначение машин диктует и основные требования к ним, выходящие за рамки технических характеристик: надежность и возможность дорожного ремонта с минимальной затратой времени. Рис. Мотоцикл Ява 250
ДвигательВ качестве базового был принят испытанный в течение нескольких лет одноцилиндровый двухтактный мотор с отлитым из легкого сплава цилиндром и запрессованной гильзой. Благодаря развитому оребрению цилиндра и головки (также из легкого сплава) двигатель очень хорошо и |равномерно охлаждается.Рис. Силовой агрегат Явы 250.
ПоршеньОтлитый из алюминия, хорошо передает тепло через два стальных кольца с хромированной рабочей поверхностью. Эти кольца, высотой 2 мм, обеспечивают надежное уплотнение на всех режимах работы.В верхней головке шатуна применен бессепараторный игольчатый подшипник, где иглы удерживаются от осевого смещения кольцами. В нижней головке установлен игольчатый сепараторный подшипник, который подбирается до монтажа так, чтобы цри вращении его не возникали осевые (сдвигающие) силы. Благодаря этому коленчатый вал достаточно поставить всего на два роликовых подшипника, чтобы он не смещался в стороны.
Неразъемный картер мотора отлит из «электрона». Коленчатый вал устанавливается в него сбоку вместе с левой крышкой картера, а шатун при этом проходит в специальное окно. Коробка передач вместе с механизмом переключения вставляется сбоку справа, в предназначенную для нее полость в общем картере с двигателем. Таким образом, для замены вала и коробки не нужно снимать двигатель с рамы. Зажигание — от магнето. Две свечи можно включать вместе или отдельно. Энергию для освещения вырабатывает генератор переменного тока, расположенный на левой стороне коленчатого вала. Глушитель, выведенный вправо вверх, обеспечивает требуемое снижение шума. Силовая передачаКрутящий момент коленчатого вала передается прямозубыми шестернями на сухое (сталь по ферродо) многодисковое сцепление. Особенность механизма сцепления, применяемого на этих мотоциклах, в том, что его барабаны соединяются посредством зубьев эвольвентного профиля. Управляется сцепление тросом от рычага, далее зубчатым сектором с рейкой, которая упирается в выжимной диск через радиальный подшипник.Для увеличения надежности пятиступенчатой двухвальной коробки у кулачков на ее шестернях сделаны скосы (поднутрения). В механизме переключения применены копирный валик с автоматом переключения и три вилки. Главная (вторичная) передача осуществляется цепью размером 5/8 x 1/4 дюйма заключенной в герметичном кожухе. Ходовая частьКонструкция дуплексной рамы отвечает новейшей концепции. К рулевой колонке приварены пять труб, создающих вместе с задними трубами очень жесткий и прочный каркас. Рис. Рама Явы 350.
Передняя вилка вместе с колесом заимствована у выпускаемых малыми сериями кроссовых мотоциклов CZ «Чезет». Интересна конструкция заднего колеса. Его ступица изготовлена из «кованого» дюралюминия. При демонтаже задняя звездочка вместе с резиновыми буферами (смягчающими рывки трансмиссии) остается на раме. Для облегчения мотоцикла щитки колес, основание седла, корпус фильтра и топливный бак сделаны из стеклопластика.
Технические характеристики мотоциклов «Ява» для многодневки
П. ГУСАК, инженер завода «Ява»
1971N08P30 |
Связь с администрацией: [email protected]