Колесо, спицы и биение

Как отрегулировать колесо

«Хочу заменить поврежденные спицы на колесе мотоцикла. Расскажите, пожалуйста, как после этого «отрегулировать» колесо», — просит А. Колтунов из Новочеркасска.

С. Юзовского из Львова интересует, почему его мотоцикл после ремонта колес потерял устойчивость на большой скорости и как этот недостаток устранить.

Отвечает на вопросы мотоциклистов инженер Э. КОНОП.

Заметное биение колес — одна из возможных причин ухудшения устойчивости, раскачивания и «рыскания» мотоцикла, появления значительных вибраций. Оно возникает в одних случаях из-за деформации обода как следствие «энергичного» наезда на препятствие, в других — из-за ослабления или обрыва спиц под воздействием вибраций и переменных нагрузок (особенно при езде по плохим дорогам).

Сильно деформированный обод восстановить очень трудно, поэтому его обычно заменяют новым, а имеющий небольшие повреждения исправляют рихтовкой.

Рис. 1. Перед разборкой колеса надо	измерить расстояние «а».

Рис. 1. Перед разборкой колеса надо измерить расстояние «а».

Для этого поврежденное колесо разбирают, предварительно измерив расстояние «а» (рис. 1), чтобы после сборки плоскость симметрии обода совпала с осью симметрии мотоцикла. В противном случае колеса окажутся лежащими в разных плоскостях, что приведет к появлению неустойчивости.

Если ниппель спицы из-за коррозии не отворачивается, надо смочить место соединения его со спицей керосином.

После рихтовки поврежденного обода приступают к сборке. Прежде всего устанавливают спицы в гнезда тормозного барабана. Ниппели (гайки) вначале навинчивают от руки. Если они идут с трудом, резьбу необходимо откалибровать метчиком. «Тугой» ниппель затруднит сборку колеса. Сильно поврежденные коррозией спицы надо заменить, так как они утратили большую часть первоначальной прочности.

С самого начала и до завершения сборки и работы по устранению биения колеса необходимо периодически контролировать расстояние «а».

 

Рис. 2. Определение осевого биения обода: 1 — 4 — спицы.

Рис. 2. Определение осевого биения обода: 1 — 4 — спицы.

 

Чтобы проверить биение, вставляют в подшипники колеса ось и зажимают ее в тисках через два деревянных бруска. Постепенно затягивая ниппели и вращая колесо, мелом или карандашом (имеющими неподвижную опору) отмечают точку наибольшего осевого биения обода (рис. 2). Вблизи этой точки несколько увеличивают длину группы спиц 1 и подтягивают группу спиц 2. В диаметрально противоположном месте подтягивают спицы 3 и ослабляют спицы 4. Периодически вращая колесо и каждый раз отмечая «выступающую» точку, постепенно добиваются минимального осевого биения.

 

Рис. 3. Определение радиального биения обода: 1 — 4 — спицы.

Рис. 3. Определение радиального биения обода: 1 — 4 — спицы.

 

Подобным образом устраняют и радиальное биение обода (рис. 3). Но в этом случае около «выступающей» точки следует укоротить (натянуть) обе группы спиц — 1 и 2, а в диаметрально противоположном месте — ослабить спицы групп 3 и 4.

Следует помнить, что натяжение спиц влияет на оба вида биения одновременно, поэтому, добившись минимального осевого биения и устраняя только радиальное, группы спиц 1 и 2 натягивают, а группы спиц 3 и 4 ослабляют в равной степени (на одно и то же число оборотов ниппеля). Иначе за уменьшение радиального биения можно поплатиться повышением осевого. Все это делают внимательно и вдумчиво. Поспешность здесь всегда приводит к увеличению затрачиваемых усилий и лишь отдаляет удачное завершение кропотливой работы.

Новый, не имеющий деформации обод удается, как правило, смонтировать с биением не более 0,5 мм. Для старого же обода можно считать допустимым биение до 2 мм.

Завершая работу, остается проверить, одинаково ли натянуты спицы. Это легко оценить по высоте звука, который издает спица, когда по ней постукивают ключом. Звучание всех спиц должно быть одного тона. Выступающие из ниппеля концы спиц спиливают во избежание прокола камеры.

Кроме биения обода, нередко можно встретить биение шины колеса из-за ее неправильного монтажа. В эксплуатации такая покрышка неравномерно изнашивается и деформируется — в результате устранить ее биение уже не удастся.

 

Рис. 4. Шина со смещенными половинами

Рис. 4. Шина со смещенными половинами

 

Иногда новые шины, установленные на колесо без заметного биения, все-таки приводят к неприятному вилянию, «рысканью» мотоцикла на малых скоростях (20—30 км/час). Наиболее частой причиной оказывается дефект покрышки, схематически показанный на рис. 4. В этом случае при движении мотоцикла «пятно» контакта шины с дорогой при каждом обороте колеса совершает колебание между крайними левым и правым положениями, что приводит к раскачиванию мотоцикла. На малых скоростях, особенно если сильно загружен багажник, наступает резонанс поперечных колебаний мотоцикла, тогда «рысканье» становится сильным. Поэтому, покупая новую покрышку, посмотрите, нет ли у нее этого дефекта. Некоторые опытные мотоциклисты подобную шину вначале ставят на заднее колесо, где она сравнительно быстро «обрабатывается», принимая правильную форму.

Требовательный мотолюбитель обращает внимание также на балансировку колес. Даже простейшее уравновешивание их при помощи свинцовой ленты, наматываемой на спицы в «легком» месте, существенно уменьшает вибрации ходовой части и подвесок мотоцикла и, следовательно, улучшает управление им. Одновременно уменьшается износ ходовой части, а также подшипников и шин. Сбалансированное колесо при свободном вращении останавливается в любом положении.



1973N03P38








Связь с администрацией: [email protected]