Мотоцикл едет назад

Задний ход поневоле

Н. Вахтуров из Ульяновской области хочет понять, почему его мотоцикл «Восход» иногда после пуска движется не вперед, а назад. Такое же явление наблюдает на своем ИЖ Планета Н.Петров из Могилева.

В отличие от четырехтактного, для двухтактного двигателя с симметричной диаграммой газораспределения совершенно безразлично, в какую сторону будет вращаться его коленчатый вал. Рабочий цикл от этого не меняется, так как газораспределение осуществляется самим поршнем, который во время движения открывает и закрывает окна цилиндра. На некоторых двигателях, чтобы коленчатый вал при пуске вращался в нужном направлении, конструкторы немного смещают ось цилиндра по отношению к оси вала, предупреждая таким образом возможность обратного вращения.

Почему же задний ход иногда все-таки появляется? Причина здесь одна — неправильный момент опережения зажигания, а условия, вызывающие его, могут быть различны. Вот главные.

1. Регулируя зажигание, водитель по ошибке установил слишком большое опережение. В этом случае рабочая смесь воспламеняется задолго до окончания такта сжатия. Давление расширяющихся газов больше кинетической энергии кривошипно-шатунного механизма, и он начинает движение в противоположном направлении. Достаточно правильно отрегулировать зажигание — и все будет в порядке.

2. Сильно изношен и имеет большой люфт подшипник коренной цапфы коленчатого вала, на конце которой укреплен кулачок прерывателя, или же сама цапфа имеет радиальное биение. В обоих случаях сбивается момент зажигания, и без замены коренного подшипника или ремонта коленчатого вала (биение на концах его цапф не должно превышать 0,05 мм) правильно установить опережение зажигания уже невозможно.

3. Двукратное размыкание контактов прерывателя вследствие неправильного профиля рабочей поверхности его кулачка (дефект изготовления). Убедиться в этом можно так. От прерывателя отсоединяют вывод обмотки зажигания и последовательно присоединяют к нему батарейку от карманного фонаря (или аккумулятора) и контрольную лампочку. Затем медленно поворачивают ротор генератора на 360 градусов. Если лампочка при этом погаснет дважды, то налицо двукратное размыкание контактов. Это явление возникает, и если кулачок установлен на цапфе с перекосом. Иногда правильной работы прерывателя при таких дефектах удается добиться уменьшением зазора между его контактами или исправлением формы кулачка при помощи абразивного камня, но в большинстве случаев приходится заменять кулачок, отдавать в ремонт, а то и заменять генератор.

Если на мотоцикле установлен генератор постоянного тока, то реверсивная работа двигателя вредна: нарушается полярность полюсов генератора, а как результат, оплавляются контакты реле обратного тока и неизбежно разряжается аккумуляторная батарея.

 


1970N10P29








Связь с администрацией: [email protected]