Мотоцикл и аварии

Причины аварий

 

Мотоцикл в нашей стране любят. И, надо сказать, заслуженно. Удобные, мощные и простые в эксплуатации двухколесные машины — незаменимые помощники в труде и отдыхе. Мотоцикл практически не боится любых дорог и бездорожья. Ему не тесно в самом плотном транспортном потоке, его легко парковать. Да что там говорить, достоинств достаточно. Но пока что мотоциклисты держат, в данном случае малопочетное, первое место и по дорожным происшествиям. У нас в Башкирии, например, каждое третье из тех, что случаются по вине человека за рулем, приходится на эту категорию водителей. Много, если принять во внимание, что мотоциклетный сезон в среднем продолжается только полгода. - А особенно огорчает то обстоятельство, что именно эти происшествия заканчиваются, как правило, самыми тяжелыми последствиями. В каждых 100 ДТП 13 человек погибает и 103 (включая, естественно, пассажиров) получает разного рода травмы. В какой-то степени это закономерно. Во-первых, мотоциклист не защищен, как водитель автомобиля кузовом и многочисленными средствами активной и пассивной безопасности. Во-вторых, не забудем, машина на двух колесах неустойчива, и голова водителя постоянно занята не только тем, как вести мотоцикл дальше, но в значительной степени и вопросом, как удержать равновесие. Далеко не у всех это происходит подсознательно, без ущерба для основного дела водителя — оценки и прогнозирования дорожной ситуации.

Да, период эксплуатации мотоцикла короток. Длительные перерывы в вождении, конечно, не добавляют водителям мастерства, какие-то навыки утрачиваются, что-то забывается, и с началом сезона многое приходится восстанавливать, повторять, как говорится, пройденное. Вот и мы решили напомнить еще раз о самых распространенных причинах аварий, разобрать ошибки, которые мотоциклисты совершают чаще всего.

Вероятно, простота управления мотоциклом играет и отрицательную роль. Некоторым начинает казаться, что они легко справятся с машиной, даже выпив немного спиртного. Не потому ли среди мотоциклистов, совершивших дорожные происшествия, почти каждый второй (45,3%) оказывался в нетрезвом состоянии? И здесь они держат первенство среди других категорий водителей. Между тем для них алкоголь особенно опасен. Мы уже говорили о том, что мотоциклист немало сил тратит на то, чтобы сохранить равновесие, не уронить машину. А, как известно, алкоголь, воздействуя на кору головного мозга и центральную нервную систему, не только снижает остроту восприятия и затормаживает реакцию. Он заметно нарушает работу вестибулярного аппарата. Потому-то нетрезвый человек и на ногах с трудом сохраняет равновесие, а уверенно управлять мотоциклом просто не может. Усугубляет положение его заторможенное состояние, снижение быстроты реакции. Если у трезвого водителя так называемый латентный период, то есть время с момента обнаружения препятствия до принятия решения, составляет в среднем 0,8 секунды, то 100—150 граммов алкоголя может увеличить его в два—четыре раза. Давайте переведем это в расстояние. Тогда, скажем, при скорости 50 км/ч мотоцикл у трезвого водителя за время реакции пройдет около 11 метров, а у выпившего — от 20 до 40 метров. Ясно, что его ответные шаги на какую-то опасность будут неизбежно запаздывать, а остановочный путь резко возрастать. И пусть не обольщаются те, у кого до сих пор такие проступки заканчивались без последствий. Расплата неминуема. Пьяный водитель в седле мотоцикла в тот самый момент, когда, включив передачу, отпускает ручку сцепления, становится реальным кандидатом в число тех тринадцати из ста, попадающих в аварии, кто уже никогда больше за руль не сядет. В этом всегда надо давать себе трезвый отчет.

Треть всех дорожных происшествий по вине мотоциклистов случается из-за несоответствия скорости конкретным условиям движения. Мотоцикл, конечно, легкая, быстро набирающая ход машина. За последние десять лет в полтора-два раза мощнее стали двигатели. Но нельзя быть безрассудным за рулем. Надо помнить, что технические возможности современных мотоциклов значительно превосходят те скорости, которые можно реализовать в действительных дорожных условиях. И динамические качества этих машин надо использовать, как говорят, с умом. Тормоза у мотоциклов послабее, чем у автомобилей. Полный остановочный путь двухколесной машины при вроде бы совсем небольшой скорости 40 км/ч будет не меньше 25 метров, при 60 км/ч — около 45 метров, а при 80 км/ч — почти 70 метров. Запомните эти цифры, проверьте их на практике и учитывайте, определяя для себя безопасную скорость в том или ином случае.

Будьте особенно осторожны у перекрестков. Не уповайте на то, что, скажем, преимущество проезда на вашей стороне. После многих аварий, причиной которых был выезд поворачивающего налево автомобиля на полосу дви-

жения мотоцикла, водители автомобилей признавались, что просто его не видели до столкновения. Мы не собираемся оправдывать невнимательность, а хотим лишь предупредить об опасности, подстерегающей мотоциклистов. «Одежда» у мотоцикла — нередко темных цветов, да и экипировка самого водителя часто ей в тон. Вот их и трудно различить на серой ленте асфальта, а заметив, правильно определить скорость и расстояние. Позаботьтесь о том, чтобы как-то оторваться от фона дороги и придорожного пейзажа.

Наконец, одна пятая всех происшествий по вине мотоциклистов связана с нарушением правил обгона и выездом на полосу встречного движения на опасном расстоянии перед приближающимися транспортными средствами. Как видите, не спасает и быстроходность и увертливость маленьких машин. Нет, мы не хотим обвинять всех в умышленных отступлениях от Правил, хотя и такие люди еще встречаются. В подавляющем большинстве случаев водители просто ошибались в оценке ситуации, у них отсутствовал хороший динамический глазомер. По некоторым данным, вообще лишь половина водителей справляется с этим делом успешно и определяет на глаз скорости транспортных средств и расстояния до них без больших погрешностей. Вот первая причина, почему к обгону надо подходить со всей ответственностью и осторожностью. Надо иметь в виду, что взгляд водителя встречного автомобиля, как правило, настроен на габариты четырехколесных машин, а мотоцикл между ними может легко потеряться. Из этих соображений можно рекомендовать включать при обгоне фару. Это сразу сделает вас заметным на дороге. Конечно, чтобы уменьшить вероятность столкновений со встречным водителем, надо как можно меньше времени находиться на его полосе движения, а стало быть, обгонять с достаточным запасом скорости — не меньше 10—15 км/ч. Но чаще у мотоциклистов при обгонах происходят столкновения с попутным автомобилем из-за одной и той же ошибки — они появляются в поле зрения обгоняемого в самый последний момент, а тот начинает какой-то маневр, полагая, что находится на дороге совершенно один. Вот почему выходите на обгон заранее и не проноситесь впритирку к автомобилю.

С первым теплом тысячи мотоциклистов после долгого зимнего перерыва выехали на дороги. Мотоцикл, повторяем, у нас популярен. Но давайте постараемся избежать тех ошибок, о которых здесь шла речь. Чтобы не омрачать жизнь ни свою, ни других.

Н. ШАЯХМЕТОВ, сотрудник ГАИ МВД Башкирской АССР

г.Уфа

 

1980N05P25








Связь с администрацией: [email protected]