Восход 2


Встречая мотоцикл Восход-2


Свои первые мотоциклы Ковровский завод выпустил еще в 1946 году. Это были хорошо известные К-125. В 1957 году он освоил производство машин нового класса — 175 см3, быстро завоевавшего многочисленных приверженцев среди мотолюбителей. Основная модель завода непрерывно совершенствовалась. Вскоре на смену К-175 пришли «Ковровец-175А», «175Б», «175В», затем «Восход» и, наконец, «Восход-2», серийное производство которого начнется в будущем году.

Создавая новый мотоцикл, мы стремились избавить его от недостатков предшественника, повысить технические и эксплуатационные качества и придать ему более современный, привлекательный вид. И все это надо было сделать так, чтобы новые узлы и детали подошли к предыдущим нашим моделям.

Двигатель мотоцикла Восход 2 в результате усовершенствований цилиндра, картера и его крышки, кулачков на шестернях коробки передач и сальников в ней стал более надежным и долговечным.

Новые детали без переделок можно поставить на ранее выпущенные мотоциклы. Несколько возросла мощность. Скоростная характеристика модернизированного двигателя благоприятна для дорожного мотоцикла, поскольку не требует частого переключения передач при изменении скорости. Например, на четвертой передаче двигатель устойчиво работает при 35 км/час и быстро разгоняется до максимальной скорости.

Экипажная часть подверглась наибольшим изменениям, придавшим мотоциклу новый облик. Речь идет прежде всего о щитке переднего колеса, грязевом щитке, руле, инструментальных ящиках, багажнике. Разумеется, они стали и лучше выполнять свое назначение.

Так, щиток переднего колеса благодаря новой форме и расположению теперь значительно реже, чем на «Восходе», забивается грязью. Это позволит двигаться по «раскисшим» грунтовым дорогам, недоступным ранее нашим мотоциклам. При поездках же в дождь или снег водитель оценит пластмассовый грязевой и ветровой щитки. Верхняя часть ветрового щитка из органического стекла, нижняя — из пластмассы. Эта часть, воспринимая удар при падении мотоцикла, будет только деформироваться и предохранит от разрушения хрупкий плексиглас. Ветровой щиток в комплект мотоцикла не входит, со временем желающие смогут приобрести его в магазинах.

Средняя часть мотоцикла закрыта кожухом карбюратора, декоративными панелями и инструментальными ящиками. Их сглаженные поверхности хорошо очищаются от грязи, и, следовательно, легко поддерживать опрятный вид машины.

Оригинально выполнен на «Восходе-2» задний багажник. Теперь он представляет собой единое целое с подседельным основанием и штампуется вместе с ним из одной заготовки. Полированная поверхность 'багажника украшает машину.

С развитием туризма в нашей стране мотолюбители совершают все более и более длительные путешествия. Поэтому повышаются требования к машинам в отношении комфорта; И прежде всего к посадке водителя и качеству подвески.

Чтобы водитель меньше утомлялся, мы сделали руль более высоким и приблизили его к седлу. Крепится он к передней вилке накладкой, а не хомутами, как раньше, чем исключаются поломки.

Значительно улучшены амортизаторы передней вилки и заднего колеса. Теперь водители не будут слышать стуков и ощущать удары при переезде препятствий. Кроме того, заметно повысилась устойчивость мотоцикла при движении по шоссе.

Новую переднюю вилку можно поставить на старые мотоциклы только в сборе с траверсами и кожухами. Багажник, инструментальные ящики, глушитель шума всасывания и декоративные панели устанавливаются на «Восход» комплектно. Остальные новые детали — раму, маятниковый рычаг, амортизаторы, щитки, колеса, руль, топливный бак, седло — можно использовать в отдельности.

Техническая характеристика  
Двигатель  
диаметр цилиндра, мм 61,75
ход поршня, мм 58
рабочий объем, см3 173,7
наибольшая мощность, л. с. — при об/мин 10,5—11,5—5400
наибольший крутящий момент, кгм — при об/мин 1,5—3800—4000
Максимальная скорость, км/час 95—100
Время разгона до скорости 60 км/час, сек. 8
Бензин А-72
Карбюратор К-36
Расход топлива при скорости 50 км/час, л/100 км 2,8
Емкость топливного бака, л 13
Размер шин, мм 80—405 (3,25—16")
Тормозной путь со скорости 30 км/час, м Не более 7,2
Вес, кг 112

Боковые прицепы БП-65, которые выпускает Вятско-Полянский завод для ижевских мотоциклов, давно уже завоевали признание. Но идет время, меняются представления, повышаются запросы, наконец, наряду с достоинствами в процессе эксплуатации выявляются и слабые места. У коляски к ИЖу — это затрудненная посадка пассажира и малый проем багажника, из-за чего иногда невозможно полностью использовать его объем; для езды по плохим дорогам желательна более мягкая подвеска колеса и амортизатор. По нынешним требованиям прицепу не достает тормоза, указателей поворота, стоп-сигнала.

Все это мы учитывали, когда проектировали боковой прицеп к новому мотоциклу Юпитер 3 (см. «За рулем», 1970, № 4).

Поиск и разработка внешнего вида прицепа и мотоцикла проводились обоими заводами совместно, поэтому весь экипаж выполнен в одном стиле и в соответствии с принципами художественного конструирования представляет одно целое.

Новый прицеп, получивший индекс БП-1, предназначен для одного пассажира и груза весом до 30 кг. Крепится он к мотоциклу, как и его предшественник БП-65, посредством цанговых шарнирных устройств и двух растяжек. Основа прицепа — рама прямоугольной формы. Она сварена из круглых труб диаметром 40 мм (толщина стенки 2,5 мм) и усилена несколькими косынками. Несмотря на то, что у нее более тонкие стенки, чем на БП-65 (40X3,5 мм), новая рама, как показали стендовые испытания, долговечнее благодаря более удачной конструкции.

В переднем правом углу рамы приварен кронштейн для крепления рычага подвески и подножка для пассажира, а на правой трубе — стойка для амортизатора. Концы передней и задней труб с левой стороны приспособлены для установки шаровых зажимов. Когда надо отрегулировать положение коляски относительно мотоцикла, можно поворачивать зажимы вокруг их оси и перемещать.

Совершенно новый облик и устройство имеет кузов прицепа. Для удобства входа и выхода пассажира верх передней части (капот) после поворота ручки замка сдвигается вперед под действием пружин, установленных на трех направляющих трубах. Чтобы закрыть капот, достаточно потянуть его за две ручки до упора — два захвата и защелка автоматически зафиксируют его в крайнем положении. Вдоль разъема капота поставлены декоративные накладки, закрывающие зазор между ним и корпусом прицепа.

Более высокие, чем в старой конструкции, спинка сиденья и ветровой щиток из органического стекла вместе с регулируемым упором для ног создают лучшие удобства пассажиру. Позади сиденья размещены вместительный внутренний и навесной багажники, а весь проем кузова закрывается непромокаемым тентом.

Кузов прицепа крепится к раме на четырех резиновых подушках. Они препятствуют раскачиванию его на плохих дорогах и поглощают вибрацию от двигателя.

Значительно усовершенствована на БП-1 и подвеска колеса. Качающийся рычаг ее, установленный на игольчатых подшипниках, снабжен пружинно-гидравлическим амортизатором (таким же, как на заднем колесе мотоцикла). Он хорошо смягчает удары при движении по плохим дорогам, обеспечивая ход оси колеса до 90 мм. В результате большой исследовательской работы удалось добиться уменьшения частоты собственных колебаний прицепа по сравнению с БП-65 в 1,7 раза. Стоит отметить и нетребовательность подвески к уходу благодаря защите подшипников рычага от воды и грязи резиновыми сальниками. Заложенная в них смазка не нуждается в замене длительное время.

Большим преимуществом обладает новый прицеп, а стало быть, и весь экипаж, в отношении безопасности движения. Мы имеем в виду указатели поворота и тормоз колеса, значительно сокращающий тормозной путь машины. Его устройство и детали аналогичны применяемым на мотоцикле, а это, безусловно, удобно. Приводится этот механизм тросом, присоединяемым к тормозной тяге мотоцикла. Регулируется он так, чтобы торможение колеса прицепа начиналось чуть позднее, чем колеса мотоцикла (в противном случае возможен занос мотоцикла и опрокидывание).

Новый прицеп, несмотря на введение новых механизмов и приборов, не стал тяжелее предшественника, а пробег его до капитального ремонта составляет 35 тысяч километров. Допускаемая скорость движения поднялась до 105 км/час.

Уже выпущена первая, так называемая установочная партия новых колясок. Серийное же производство развернется в 1971 году.

О том, как присоединить и эксплуатировать прицеп, разобрать и собрать его для профилактики и ремонта, владельцы узнают из прилагаемой к мотоциклу инструкции.

Л. Комзиков,

главный конструктор, И. СОЛОВЬЕВ, инженер-конструктор

Кировская область, г. Вятские Поляны


Схема электрооборудования мотоцикла Восход 2

Схема электрооборудования мотоцикла Восход 2 : 1 — фонарь указателя поворота; 2 — лампа А6-6; 3 — лампа А6-3; 4 — лампа А6-15; 5 — задний фонарь ФП 230; 6 — экранированный колпачок и свеча АС-УС; 7 — катушка зажигания Б 300; 8 — переключатель света ВК-852; 9 — центральный переключатель ВК 855; 10 — спидометр СП-131; 11 — лампа А5-1; 12 — лампа Аб-32-32; 13 — лампа А6-2; 14 — звуковой сигнал: 15 — переключатель указателей поворота ВК-852; 16 — реле-прерыватель ГС 421; 17 — конденсатор МБМ ОД мкф, 16в; 18 — дроссель; 19 — включатель стоп-сигнала; 20 — генератор Г-421

Электрооборудование на «Восходе-2», так же как и на предыдущих наших машинах, питается от генератора переменного тока. Он стал теперь более мощным и имеет четыре раздельные цепи.

Первая обслуживает систему зажигания, вторая — звуковой сигнал и лампу ближнего и дальнего света, третья — стоп-сигнал, лампы малого света фары, заднего фонаря, подсветки спидометра, четвертая — фонари указателей поворота. Благодаря этому неисправность одной группы приборов не влияет на работу других групп.

Большое преимущество нового мотоцикла — наличие указателей поворота. Два передних и два задних фонаря хорошо видны на довольно большом расстоянии и днем и ночью. Включаются они переключателем нового типа, один из вариантов которого показан на рис. 4 (см. 1-ю страницу вкладки).

Для указателя разработан и специальный контактный прибор — реле-прерыватель. Чтобы вибрация и тряска мотоцикла меньше отражались на его работе, реле подвешено в инструментальном ящике на спиральных пружинах.

Новый центральный переключатель электрооборудования снабжен номерным замком. Он расположен на левой стороне фары. Три положения переключателя позволяют последовательно включать зажигание и свет, а дополнительный переключатель, установленный на руле, — ближний — дальний свет.

Схема электрооборудования на Восходе 2 построена так, что теперь можно не опасаться перегорания ламп (такие случаи, связанные с неисправностями переключателя П-200, знакомы владельцам наших и минских мотоциклов). На Восходе 2 при повреждении переключателя лампы не перегорают, а просто не включаются.

Новые приборы электрооборудования можно установить на старые Коврове, модели, воспользовавшись приведенной здесь схемой. Генератор, получивший обозначение Г-421, хорошо размещается в картере их двигателей и может быть установлен вместо Г-38, Г-401 и Г-411,

«Восход-2» прошел государственные испытания и принят к серийному производству. Пробег его до капитального ремонта составляет 25 000 километров. Те, кто испытывал новую машину, подтверждают ее достоинства, и мы надеемся, что будущие владельцы также дадут ей высокую оценку.

В. РОСЛЯКОВ, начальник конструкторского бюро

г. Ковров



1970N12P16-18








Связь с администрацией: [email protected]