Глушители для старых мотоциклов ИЖ

Акустический фильтр своими руками

 

Я задался целью переделать глушители своего мотоцикла ИЖ-56. Они разборные, с трубами большего диаметра, чем делают сейчас (мотоцикл выпущен в 1958 году). Элементы их изготовлены по типу глушения звука трением, что, естественно, не является наилучшим методом. Я хочу изготовить новые элементы типа «акустический фильтр». Как это сделать? Прошу также указать наивыгоднейший для двигателя ИЖ-56 объем глушителя шума впуска в воздухоочистителе,

Е. СПИРИДОНОВ.

Увеличение количества мотоциклов, естественно, выдвигает перед конструкторами задачу снижения их шумности. Нетерпимо, что рядом с современными машинами «тарахтят» старые модели. Очевидно, скоро наступит время, когда автоинспекция не будет допускать их к эксплуатации. Поэтому мотозаводы уже сейчас должны подумать о том, чтобы наряду с запчастями выпустить достаточное количество систем глушения шума (глушителей выпуска и впуска) для своих более ранних моделей.

А пока мотолюбители пытаются ставить на свои ИЖи глушители шума выпуска мотоцикла Ява и, кроме снижения мощности (порядка 1,5 л.с.), ничего не получают. Правда, наблюдалось некоторое улучшение «тональности», но уровень шума по-прежнему был высок.

У мотоцикла в основном три источника шума: шум выпуска; шум впуска; шум, вызываемый плохим уплотнением в местах крепления выхлопной трубы к двигателю, а также к глушителю.

Чтобы машина вела себя тихо, необходимо уделить внимание всем этим источникам шума.

В настоящее время на Ижевском заводе изготовляют глушители шума выпуска, которые превосходят устанавливавшиеся на моделях 1958 года. Шум впуска ИЖей сейчас частично глушится масляным воздухоочистителем. Но объем его именно для целей глушения все же недостаточен.

У глушителя шума выпуска другой дефект — он неразборный. Кроме этого, желательно увеличение его диаметра до 80 мм.

Что же делать мотолюбителям, желающим снизить шум старого мотоцикла ИЖ-56, если они не могут купить глушитель в магазине или просто хотят сделать его своими силами?

На рис. 1 изображен глушитель типа «акустический фильтр». Он в основном повторяет схему глушителя, устанавливаемого сейчас на «ИЖ-Юпитере» и «ИЖ-Планете», отличаясь лишь тем, что разборный и имеет другие размеры.

Корпус 1 глушителя (рис. 2) изготовляется из листовой стали толщиной 4+1.2 мм.

Все остальные детали можно делать из листа толщиной 0,8 мм: при меньшей толщине глушитель из-за вибрации корпуса при его недостаточной жесткости может начать «звенеть» на малых оборотах. Внутри корпуса жестко (сваркой или пайкой медью) крепится конус 2 с 24 отверстиями диаметром 6 мм, а к вершине его — шпилька 3 из стального прутка диаметром 6 или 8 мм с резьбой на конце. На шпильке имеется упор 4. Изнутри к корпусу глушителя приварены (или припаяны) три кольца 5. Они облегчают разборку глушителя, когда на его стенках отложится нагар, и, кроме того, увеличивают жесткость корпуса, а тем самым и его стойкость против вибрации.

Три первые перегородки с трубками, образующие так называемые резонаторы, жестко связаны между собой, создавая блок перегородок 6. Перегородки выполняются в виде чашек с длиной цилиндрической части 4—5 мм. При чистке блок перегородок извлекают из глушителя. В это время следует прочищать (проволокой с загнутым концом) и отверстия в конусе. Срок чистки глушителя в основном определяется загрязненностью этих отверстий. Как правило, он нуждается в чистке через 6—8 тысяч километров пробега.

Внутренний диаметр трубок первой и третьей перегородок 20 мм, центральной соединяющей трубки — 25 мм; на обоих ее концах сверлят по четыре отверстия диаметром 20 мм.

Блок перегородок в глушителе с одной стороны упирается в упор 4, с другой — поджимается наконечником 7, в котором также есть перегородка с трубкой диаметром 20 мм. В задней части наконечника имеется упор (сечение А—А на рис. 1), образуемый двумя пластинками. Крепится наконечник гайкой и контргайкой, наворачиваемыми на шпильку 3 (см. рис. 2).

 

 

Цилиндрическую часть наконечника, входящую в корпус глушителя, завальцовывают внутрь, чтобы она не упиралась в кольцо 5, а нажимала на блок перегородок. Кроме того, кольцевое пространство используется для размещения уплотнения из асбестового шнура. Уплотнение нужно потому, что несгоревшее топливо, движущееся по глушителю, может выступить наружу и, загрязнившись, испортить внешний вид глушителя.

Если глушителям шума выпуска уделяется должное внимание, то создание глушителей шума впуска до последнего времени считалось делом второстепенным, хотя доля шума впуска весьма значительна.

Характерно, что шум впуска в большой мере зависит от степени открытия дроссельной заслонки и достигает максимума при ее полном открытии.

Поэтому наиболее важно глушение шума впуска для мотоциклов малого литража, двигатели которых большую часть времени работают на полном дросселе. Для мотоцикла ИЖ-56 это время несколько меньше.

Объем глушителей шума впуска современных мотоциклов должен быть в 10—12 раз больше рабочего объема двигателя, и тем больше, чем выше литровая мощность двигателя.

Для ИЖ-56 объем глушителя шума впуска (рис. 3) следует принять равным 2,5—3 литра. Правда, это в из-

вестной степени затрудняется наличием алюминиевых шторок, закрывающих карбюратор.

Форма глушителя может быть разной. Однако он должен представлять собой резонатор, то есть иметь входную трубку диаметром 40—45 мм и длиной 100—150 мм. Эту трубку можно поместить в любом месте, а также внутри самого объема, так, чтобы через нее поступал воздух из наименее запыленной зоны — сверху, из-под седла.

В нижней части корпуса глушителя шума впуска образуется неглубокая ванна, в которую заливают немного масла (излишек его будет унесен потоком воздуха в двигатель).

В процессе работы двигателя часть топлива, в состав которого входит и масло, попадает в масляную ванну глушителя, вспенивается там потоком воздуха и частично поступает на воздухоочищающий элемент, тем самым в какой-то степени увлажняя его.

Воздухоочищающий элемент можно сделать из специальной металлической сетки, а еще лучше — из капроновой путанки. Толщина фильтра 15—20 мм.

Итак, два источника шума нейтрализованы. Остается убедиться в герметичности крепления выхлопной трубы.

В. ИВАНОВ, г. Серпухов, инженер





1964N09P24-25








Связь с администрацией: [email protected]