Конденсаторная система зажигания двигателей Д-4 и Д-5

У двигателей Д-4 и Д-5 (для легких мопедов и мотовелосипедов) при больших оборотах отмечается интенсивный износ контактов прерывателя системы зажигания, кроме того, они легко загрязняются; создает неудобство и отсутствие встроенного генератора для питания освещения.

Частично решает вопрос использование для фонаря одного полупериода тока от первичной обмотки катушки зажигания через диод (см. «За рулем». 1969, № 5; 1971, № 10). Значительно же улучшает освещение и одновременно работу системы зажигания приведенная на рисунке схема с накопительным конденсатором, где роль разрядника играет прерыватель.

При замыкании контактов прерывателя конденсатор С разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, вследствие чего во вторичной обмотке катушки развивается напряжение, достаточное для того, чтобы пробить воздушный промежуток примерно в 9 мм (в свече зазор между электродами составляет всего 0,8 мм). Минимальные обороты, обеспечивающие надежное искрообразование в свече (они зависят от типа применяемой катушки, чистоты электродов свечи и т. д.), обычно находятся в пределах 200—500 в минуту.

Напряжение на концах обмотки катушки достигает 350 в, но применение стабилизирующего элемента — газоразрядной лампы СГ-ЗС — снижает напряжение на конденсаторе С до 120 в, которое остается постоянным практически при всех оборотах двигателя. Контакты прерывателя значительно меньше изнашиваются, а их загрязнение мало сказывается на работе системы зажигания.

Схема конденсаторной системы зажигания:
К — катушка;
n1 — первичная обмотка (425 витков, провод ПЭВ-2 диаметром 0,51 мм);
n2 — вторичная обмотка (5600 витков, провод ПЭВ-2 диаметром 0,12 мм);
В — выключатель;
Л1 — лампа фары (6,3 в, 0,28 а);
Л2 — стабилизатор напряжения (тип СГ-ЗС или кремниевый стабилитрон того же напряжения);
Д1 и Д2 — ДИОДЫ (Д-211 или подобные им);
С — конденсатор типа МБМ (емкостью 1 мкф на рабочее напряжение 160 в);
К — катушка зажигания (Б-300, Б2Б или другая мотоциклетная — 6 в);
П — прерыватель.

Напряжение на лампе фары достигает 6,9—7,0 в, что увеличивает световой поток примерно на 40 процентов. Благодаря насыщению магнитолровода напряжение на лампе практически мало зависит от числа оборотов двигателя.

Катушку К генератора переменного тока наматывают на сердечник катушки магнето, удалив предварительно с него все обмотки. Чтобы контакты прерывателя замыкались и вызывали искры в свече, кулачок надо повернуть на 180 градусов и соответствующим образом закрепить. Кстати, для этой схемы лучше использовать контакты старой конструкции, поскольку они не имеют вращающихся частей.

А. ПАВЛОВ
г. Алма-Ата, 82,
Молодежная, 11, кв. 49


1971N11P24








Связь с администрацией: [email protected]