Ремонт коробки передач мотороллера Турист

Наиболее часто встречающиеся неисправности

 

Коробка передач мотороллера «Турист» — весьма надежный, испытанный узел, поэтому она сохранилась в неизменном виде с первых моделей «Тулы». Неисправности, которые возникают в ней, вызваны, как правило, либо естественным износом деталей в процессе эксплуатации, либо несвоевременной регулировкой механизма переключения.

Прежде чем рассмотреть их, вспомним, как устроена и работает коробка.

Она включает два вала — первичный 1 (рис. 1) и вторичный 9, четыре пары шестерен — по числу передач и механизм переключения.

 

Рис. 1. Коробка передач мотороллера «Турист»

Рис. 1. Коробка передач мотороллера «Турист»: 1 — первичный вал; 2, 7, 8 — шариковые подшипники; 3 — шестерня первой передачи; 4 — шестерня второй передачи; 5 — подвижная шестерня третьей передачи; 6 — шестерня четвертой передачи; 9 — вторичный вал; 10 — шестерня четвертой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — подвижная шестерня второй передачи; 13 — шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник.

 

Первичный вал опирается на два шариковых подшипника 2 и 7, запрессованных в гнезда левой и правой половин картера. Через сквозное отверстие

картера проходят штоки механизма сцепления. Заодно с валом выполнена шестерня 3 первой передачи. На первичном валу свободно вращаются шестерня 4 второй передачи и шестерня 6 четвертой. Они соединяются с валом посредством кулачков на перемещающейся по первичному валу на шлицах подвижной шестерне 5 третьей передачи.

Вторичный вал 9 опирается на роликовый 14 и шариковый 8 подшипники, вапрессованные в гнезда картера. На вторичном валу свободно вращаются шестерня 13 первой передачи и шестерня 11 третьей. Эти передачи включаются при помощи перемещающейся на шлицах вторичного вала шестерни 12 второй передачи. Шестерня 10 четвертой передачи напрессована на вал.

 

Рис. 2. Механизм переключения передач

Рис. 2. Механизм переключения передач: 1 — валик переключения; 2 — прижимная пружина; 3 — кривошип; 4 — собачка; 5, 8 — опорные втулки; 6 — пружина возврата; 7 — зубчатый сектор; 9 — барабан переключения; 10, 11 — вилки переключения; 12 — фиксирующий диск; 13 — фиксатор.

 

В механизм переключения (рис. 2) входит валик 1, который связан тягой с рычагом. На шлицах вала установлен кривошип 3 с собачкой 4, имеющей два выступа. На том же валу свободно сидит зубчатый сектор 7 с храповиком, соединенный с барабаном переключения 9, и возвратная пружина 6. На поверхности барабана выполнены два фигурных паза, куда входят выступы вилок переключения 10 и 11. Вилки надеты на барабан переключения и входят в кольцевые проточки подвижных шестерен первичного и вторичного валов.

Механизм переключения работает так. При повороте валика (педалью через тягу) усилие передается на кривошип с собачкой. Один из ее выступов входит в соответствующую впадину храповика на секторе, который поворачивает барабан переключения, а тот заставляет передвигаться в осевом направлении вилки подвижных шестерен. Для стопорения вилок в этих положениях служит фиксирующее устройство:

диск 12, выполненный заодно с барабаном переключения, фиксатор 13, ролик и пружина 2, прижимающая фиксатор к диску.

 

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности.

1. Все или отдельные передачи не включаются или включаются при повторном нажатии на рычаг переключения. Почему? Из-за неправильной регулировки длины тяги системы переключения. Чтобы устранить это явление, надо отвернуть контргайку и, навертывая или отвертывая сферический наконечник, отрегулировать длину тяги, создав одинаковый (спереди и сзади) ход педали переключения относительно настила.

2. Тугое, затрудненное переключение передач. Причины: заедание рычагов и деформация тяг системы переключения или неправильная регулировка сцепления (оно «ведет»). В этих случаях достаточно отрегулировать сцепление, выпрямить деформированные тяги, промыть и смазать сочленения рычагов переключения.

3. Рывки при переключении. Они происходят вследствие износа кулачков на муфтах включения шестерен. Решение — замена износившихся шестерен (ремонт их трудоемок, а долговечность после него невелика).

4. Самопроизвольное выключение передач. Оно может быть вызвано поломкой пружины 2 (см. рис. 2), прижимающей фиксатор к фиксирующему диску. Неисправность устраняется заменой пружины.

5. Шум, визг в коробке. Причина — выход из строя подшипников. Для устранения нужно разобрать коробку, осмотреть ее и заменить неисправные детали.

Ремонт коробки передач в большинстве случаев требует ее полной или частичной разборки. Несмотря на то, что это довольно сложный узел, ремонт его вполне доступен «среднему» мотоциклисту. Снятие двигателя с мотороллера и его разборка достаточно подробно описаны в заводской инструкции. Расскажем, как правильно собирать коробку после замены деталей.

Прежде всего ставят механизм переключения в положение включения четвертой передачи. Затем нагревают половины картера до 80—100°С (например, на электрической плитке, в духовке) и запрессовывают в них подшипники и опорные втулки. Нагрев сохранит в целости гнезда картера.

В левую половину картера, в шарикоподшипник 2 (см. рис. 1) легкими ударами выколотки из мягкого цветного металла вставляют первичный вал в сборе с шестерней 4. Одновременно в картер вкладывают шестерню 13 первой передачи вторичного вала, введя ее в зацепление с шестерней 3.

Затем нужно собрать барабан 9 переключения передач (см. рис. 2) с вилками 10 и 11 и фиксирующим диском 12. В вилку 10 переключения первой и третьей передач вставить шестерню 12 (см. рис. 1), а в вилку 11 (см. рис. 2) — шестерню 5 (см. рис. 1).

Затем барабан переключения вместе с шестернями нужно вставить в опорную втулку левой половины картера и одновременно надеть шестерню 5 на первичный вал.

Теперь очередь вторичного вала в сборе. На него нанизывают шестерни 13 и 12 и вставляют в роликоподшипник вторичного вала. В заключение на первичный вал надевают шестерню 6.

Теперь, вращая вторичный вал отверткой, вставленной в торцовый паз, проверяем работу шестерен, которые должны вращаться без заеданий.

После этого необходимо надеть на валик 1 переключения (см. рис. 2) кривошип 3 в сборе с собачкой 4, пружину 2 и ролик фиксатора 13 диска переключения передач. Вставляя валик в левую половину картера, надо обратить внимание на то, чтобы ролик фиксатора 13 вошел во впадину на диске переключения при таком положении, когда вилка 11 введет шестерню 5 (см. рис. 1) торцовыми кулачками в зацепление с шестерней 6.

Пружину 2 возврата валика (см. рис. 2) нужно одним концом завести в проточку картера, а другой — упереть в рычажок ролика фиксатора 13.

Потом надеваем на валик 1 зубчатый сектор 7 в таком положении, чтобы с шестерней барабана переключения вошел в зацепление первый правый зуб сектора. В последнюю очередь надеваем на сектор переключения возвратную пружину собачки, разводя концы пружины для соединения с пальцем, на котором сидит собачка.

Между половинами картера кладем прокладку, пропитанную бакелитовым лаком или автолом. Не забудьте надеть на барабан переключения и вал переключения опорные втулки 8 и 5.

Соединяют картер легким постукиванием по правой половине. При этом необходимо проследить, чтобы фиксатор собачки прошел между концами пружины возврата и зафиксировал ее. Стягивающие винты (с шайбами!) равномерно затягиваем крест-накрест.

Л. ОВСИЕВИЧ, инженер



1976N11P38-39








Связь с администрацией: [email protected]