Тула Т-200

Тула будет

 

Тула Т-200

Мототакси разновидность мотороллера

В 1958—1959 годах в нашем журнале был напечатан ряд заметок и писем владельцев мотороллера «Тула», в которых наряду с достоинствами новой машины отмечались ее существенные недостатки. Редакция обратилась на завод-изготовитель с просьбой сообщить, как учитываются критические замечания потребителей, что предпринимается для улучшения эксплуатационных качеств мотороллера, какие изменения вносятся в его конструкцию.

Публикуемая статья главного конструктора Тульского завода А. Потоцкого частично отвечает на эти вопросы.

Два с половиной года прошло с тех пор, как на улицах городов и дорогах нашей страны появился мотороллер Т-200. Как и любая конструкция, он, естественно, нуждается в усовершенствовании, пути которого выявляются, в основном, в процессе его эксплуатации.

Коллектив Тульского завода работает над улучшением мотороллера. Большую помощь конструкторам оказывают замечания и предложения владельцев машин, в частности, публикуемые в журнале «За рулем».

Завод организует также специальные пробеги мотороллеров, позволяющие вести детальные наблюдения за ними в различных условиях. В 1959 году, например, маршрут такого пробега протяженностью 10 тыс. км пролегал по дорогам центральных областей РСФСР, Украины, Кавказа и Прибалтики.

Что сделано за последнее время и что предполагается предпринять в дальнейшем для усовершенствования «Тулы»?

Известно, что некоторые узлы мотороллеров и мотоциклов одинаковы. Например, контактно-сетчатый воздушный фильтр Т-200 такой же, как у К-125, К-175, К-55 и многих зарубежных моделей мотоциклов. Дополнительно Т-200 имеет глушитель шума впуска, который в известной мере служит «отстойником» для пыли.

Однако эксплуатация мотороллера Т-200 в сельских районах, на пыльных проселочных дорогах показала, что воздушный фильтр работает недостаточно стабильно. Это в известной степени объясняется необычным его расположением — под капотом. Так как пространство под ним открыто снизу и закрыто с боков, пыль, завихряясь вместе с воздухом, задерживается там.

 

Контактно-масляный воздушный фильтр

Контактно-масляный воздушный фильтр.

 

Учитывая это, на заводе разработали конструкцию более совершенного контактно-масляного фильтра (с масляной ванной), заполненного промасленной капроновой путанкой (см. рис.). Испытания в ЦКЭБ мотоциклостроения показали, что он обеспечивает высокую степень и стабильность очистки.

Такой фильтр внедряется в производство в 1960 году. Из-за тесной компоновки узлов под капотом размещение его потребовало некоторых изменений коробки электрооборудования и эксцентрикового механизма крепления крыльев.

В нынешнем же году дополнительно к династартеру будет введено устройство для механического пуска двигателя — кикстартер. Это облегчит эксплуатацию мотороллеров в отдельных районах, особенно там, где имеются трудности с зарядкой аккумуляторных батарей.

Для защиты электрооборудования с 1959 года в электросхему мотороллера включен плавкий предохранитель. Он помещается на проводе, идущем от щеток династартера к клемме «ЯШ» реле-регулятора. Владельцы мотороллеров могут сами смонтировать такой предохранитель (диаметр медной жилки 0,23 мм). Необходимо только при этом сделать четвертый вывод, соединяющий конец шунтовой обмотки династартера со щеткодержателем (с началом сериесной обмотки), не непосредственно (внутри династартера), а через клемму «ЯШ», позади предохранителя. При срабатывании последнего прекращается подача тока как к потребителям, так и на шунтовую обмотку возбудителя. Без этого специального вывода ток, не имея возможности попадать к потребителям, пойдет через шунтовую обмотку, вследствие чего может выйти из строя дина-стартер,

Для установки предохранителя снимают династартер, отпаивают наконечник с вывода шунтовой катушки, находящийся под зажимом (гайкой) карболитовой колодочки щеткодержателя, присоединяют к выводу провод сечением 1 мм2 и длиной 680 мм. Затем изолируют место соединения и пропускают провод между катушками под изоляционной пластинкой, лежащей между полюсами. После этого напаивают на конец провода наконечник с маркировкой «ЯШ» и зажимают его под клеммой «ЯШ».

Учитывая пожелания многих потребителей, завод приступил к разработке конструкции бокового прицепа.

На заводе проектируется двигатель рабочим объемом 250 см3. Его серийное производство должно начаться в 1962— 1963 годах.

«Тула-200М» — так будет называться мотороллер, снабженный электрооборудованием переменного тока. Его электросхема очень проста. Он не будет иметь династартера и аккумулятор-

ной батареи, а также реле-регулятора, которое заменяется стабилизатором напряжения. Не потребуется и световой указатель передач, «стояночный» свет. В настоящее время заканчивается разработка опытной конструкции Т-200М.

Большое будущее, на наш взгляд, у нового для СССР вида транспорта — грузовых мотороллеров. В 1960 году будут выпущены опытные их образцы с кузовами, имеющими теплоизоляционную прослойку. Незначительный собственный вес, сравнительно большая грузоподъемность, малый расход топлива — все это предопределяет преимущества грузового мотороллера ТГ-200 по сравнению с существующими малотоннажными автомобилями при перевозке мелких партий грузов. Обладая малыми габаритными размерами и хорошей маневренностью (радиус поворота менее 2,5 м), он может успешно использоваться также для доставки грузов в цехах, на складах и в других помещениях.

Интересной разновидностью мотороллера является мототакси, спроектированное и изготовленное заводом совместно с ЦКЭБ мотоциклостроения. Оно построено на базе модели Т-200 с использованием узлов и деталей коляски мотоцикла СБ-3. Этот вид легкового транспорта может найти широкое применение при обслуживании населения на выставках, в парках, на курортах и т. п.

Некоторые владельцы мотороллера без достаточных оснований сетуют на то, что по весовым параметрам он уступает мотоциклам. Нам кажется неправильным такое сравнение без учета конструктивно-эксплуатационных особенностей машин.

Надо иметь в виду, что облицовка мотороллера, защищающая водителя и пассажира от водяных брызг и масла, весит 25 кг, запасное колесо с кронштейном — более 7 кг, династартер с вентилятором — около 5 кг. Кроме того, 12-вольтовая аккумуляторная батарея Т-200 емкостью 20 ампер-часов тяжелее обычной мотоциклетной батареи емкостью 7 ампер-часов. Поэтому не удивительно, что мотороллер весит больше, чем мотоцикл соответствующего класса.

Вместе с тем конструкторы и технологи продолжают изыскивать возможности снижения веса «Тулы». Изменяются профили металла, внедряются пластмассы, благодаря чему уже в ближайшее время мотороллер станет легче на 5—6 кг.

Модернизация и улучшение мотороллеров будут продолжаться и впредь, причем во все более широких масштабах.

В заключение несколько слов о производстве и приобретении запасных частей.

Несмотря на то, что завод значительно увеличил их выпуск, они не всегда бывают в продаже. Некоторые детали двигателя и других агрегатов, изделия электрооборудования купить очень трудно.

Немногие потребители знают, что приобрести запчасти к мотороллеру Т-200 можно через Тульскую контору Посылторг (г. Тула, ул. Луначарского, 77). Не отказывает в отправке деталей и завод. Нет сомнения, что в ближайшее время потребности владельцев мотороллеров в запасных частях будут удовлетворены в полной мере.

Л. ПОТОЦКИЙ, главный конструктор.


 


1960N01P8-9








Связь с администрацией: [email protected]