Вятка с электронным зажиганием

Тиристорная бесконтактная система зажигания

 

В этом году у нас впервые началось серийное производство двухколесных машин с принципиально новой, электронной системой зажигания. Разработал и внедрил тиристорную бесконтактную систему на своих мотороллерах «Вятка» В-150М Вятско-Полянский завод. Владельцы этих машин не увидят на генераторе обычного кулачка и механизма прерывателя с конденсатором. Им не придется чистить или заменять контакты, регулировать момент искрообразования на свече, чтобы добиться нормальной работы двигателя. Новая система не имеет трущихся частей и контактов, подверженных износу, и поэтому опережение зажигания остается стабильным. Она менее чувствительна к влаге и загрязнению свечи, так как энергия для образования искры накапливается в конденсаторе, а не в катушке, благодаря чему уменьшается время пробоя искрового промежутка с 0,25 до 0,0001 секунды.

Обычная система зажигания может исправно работать лишь до 6—7 тысяч оборотов коленчатого вала, допускает ток на контактах прерывателя не более 5 ампер и обеспечивает подаваемое на свечу напряжение 11—12 тысяч вольт. С увеличением оборотов это напряжение падает, из-за того что контакты находятся в замкнутом состоянии слишком мало времени. Электронная же система обеспечивает нормальное искрообразование до 10—12 тысяч оборотов коленчатого вала в минуту, ток в первичной цепи обмотки зажигания — до 20—25 ампер, а напряжение на свече достигает 15—16 тысяч вольт, причем оно растет с повышением оборотов двигателя. Эти преимущества делают электронную систему зажигания незаменимой для спортивных моторов. Кроме того, она практически не создает радиопомех.

 

Рис. 1. Основание генераторов: слева — прежнего выпуска, справа — нового

Рис. 1. Основание генераторов: слева — прежнего выпуска, справа — нового; 1 — индукционный датчик; 2 — катушки освещения; 3 — пучок проводов генератора; 4 — блоки диодов; 5 — катушка с обмотками питания конденсатора и подзаряда аккумулятора.

 

Большим достоинством описываемой системы является то, что она не потребовала значительного изменения существующего генератора. Механизм прерывателя заменен индукционным датчиком 1 (рис. 1), а в маховике генератора сделано окно, куда выведен конец одного полюсного башмака (рис. 2).

 

Рис. 2. Маховики генератора: слева — прежнего выпуска, справа — измененный: стрелкой показаны «язык» полюсного башмака и окно

Рис. 2. Маховики генератора: слева — прежнего выпуска, справа — измененный: стрелкой показаны «язык» полюсного башмака и окно.

 

Как же работает новая система? Давайте рассмотрим ее схему (рис. 3). Вращающийся маховик с магнитами возбуждает в обмотке 2 импульсы тока, которые по цепи «диод Д1 — конденсатор С — первичная обмотка катушки 6 — корпус» заряжает конденсатор С до напряжения 200—250 вольт за один оборот коленчатого вала. Подсоединенные к этой цепи в точке «а» тиристор Т и диод Д3 для тока в это время закрыты.

 

Рис. 3. Схема тиристорного зажигания

Рис. 3. Схема тиристорного зажигания: 1 — обмотка подзаряди батареи; 2 — обмотка питания; 3 — катушки освещения; 4 — обмотка датчика; 5 — тиристорный блок; 6 — катушка зажигания Б-50А; 7 — свеча зажигания; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — провода, идущие к центральному переключателю; Д2, Д4 — блок КД205Ж; Д. Д, — блок КД205Д; Т — тиристор КУ201К; С — конденсатор 4 мкф, 400 В.

Когда выступ полюсного башмака проходит под полюсами магнитопровода датчика, в его обмотке возбуждается импульс напряжением 5—8 вольт. Отрицательная полуволна импульса шунтируется диодом Д2, а положительная — создает ток в цепи управления тиристора Т. Он «открывается» и образует цепь для разряда конденсатора через первичную обмотку катушки зажигания 6. Этот разряд возбуждает во вторичной обмотке ток высокого напряжения (15—16 тысяч вольт), пробивающий искровой промежуток между электродами свечи и поджигающий смесь в цилиндре.

 

Рис. 4. Генератор, установленный на двигателе

Рис. 4. Генератор, установленный на двигателе.

 

Диод Д3 поддерживает колебательный процесс в системе и защищает тиристор от обратного напряжения.

Всесторонние испытания новой системы в лабораториях и на дорогах, проверка ее в труднейших условиях пробега по маршруту Вятские Поляны — озеро Байкал — Вятские Поляны, эксплуатация владельцами машин опытной партии подтвердили преимущества тиристорной системы зажигания, в том числе высокую надежность и долговечность.

Многие владельцы мотороллеров «Вятка» прежних выпусков, как мы предвидим, захотят оборудовать свои машины новым зажиганием. Что ж, это нетрудно выполнить, если приобрести измененные основание и маховик, тиристорный блок и катушку зажигания Б-50А. Очевидно, что заниматься этим имеет смысл, только когда выйдут из строя старые приборы.

Посадочные места основания не изменились, но поскольку датчик выходит за полость старого картера (рис. 4), в нем приходится вырезать окно шириной (по хорде) 55 мм и глубиной 23—25 мм. Это дает возможность поворачивать основание не 8 градусов в ту и другую сторону от среднего положения винта его крепления. Такое же окно вырезают в улитке до стенки воздухопровода. Если датчик будет упираться в стенку улитки, в этом месте делают углубление, но так, чтобы не прорвать стенку.

Для защиты полости генератора от пыли и грязи его окно закрывают пробкой. Выводную панель снимают и в освободившееся отверстие выводят заключенный в резиновую трубку пучок проводов. Схема соединений тиристорного блока, генератора, катушки зажигания и батареи с системой электрооборудования мотороллера приведена на рис. 5.

 

Рис. 5. Схема соединений проводов: 1 — труба рамы; 2 — тиристорный блок; 3 — пучок проводов блока; 4 — пучок проводов генератора; 5. 9 — отводы главного пучка; 6 — катушка зажигания; 7 — «массовый» провод; 8 — главный пучок проводов; 10 — аккумуляторная батарея

Рис. 5. Схема соединений проводов:
1 — труба рамы;
2 — тиристорный блок;
3 — пучок проводов блока;
4 — пучок проводов генератора;
5, 9 — отводы главного пучка;
6 — катушка зажигания;
7 — «массовый» провод;
8 — главный пучок проводов;
10 — аккумуляторная батарея.

 

Угол опережения зажигания устанавливают в такой последовательности. Ослабляют вииты крепления основания и проверяют надежность крепления маховика на цапфе. Снимают головку цилиндра, уплотнительное кольцо и, поворачивая маховик, доводят поршень до В.М.Т. Затем опускают его на 3,5—4 мм, поворачивая маховик против часовой стрелки. Передвигают основание так, чтобы выступ магнитного полюса маховика перекрывал от трети до трех четвертей толщину первого по ходу вращения конца магнитопровода датчика. Затягивают винты основания и проверяют положение основания (опережение зажигания) при ходе поршня к В.М.Т. Оно соответствует примерно 27 градусам угла поворота коленчатого вала перед В.М.Т. Наиболее выгодную величину опережения зажигания для каждого конкретного мотороллера можно точно установить на стенде или в процессе эксплуатации с помощью опытного водителя.

В нынешнем же году на «Вятке» появятся новые фонари указателей поворота. Рассеиватели их имеют большую излучающую поверхность, а сеет хорошо виден и спереди и сбоку. Новые фонари одновременно улучшили внешний вид мотороллера.

ЕФРЕМОВ, инженер
г. Вятские Поляны

 

1973N07P34-35








Связь с администрацией: [email protected]