Пуск двигателя

Поговорим о пуске

 


Каждый водитель знает, как запускать двигатель. Только у одного он начинает работу после двух-трех нажимов на педаль, а у другого пуск иногда затягивается настолько, что быстрее дойдешь до цели пешком. Что же нужно делать, когда не удается сразу запустить двигатель?

При позднем зажигании пуск всегда затруднен. Большое же опережение зажигания недопустимо из-за того, что кривошип получает встречный толчок и, резко отбрасывая педаль, может вызвать повреждение пускового механизма.

Для пуска холодного двигателя обогащают смесь: утапливают поплавок, прикрывают воздушную заслонку, корректор и т. п. Затем два-три раза нажимают пусковую педаль для впуска смеси в холодную погоду иногда четыре-пять (раз). Теперь при включении зажигания и нажиме на педаль в двигателе должны появиться вспышки. Если их нет, выжидают одну-две минуты, чтобы дать топливу испариться, и повторяют все сначала.

При пуске горячего двигателя обогащать смесь не рекомендуется. Дроссель следует открывать на одну треть или наполовину, а в случае затруднений—полностью. Сели вначале нажать на педаль при недостаточно открытом дросселе, то в двигатель поступит слишком много топлива, и может наступить так называемый «пересос». Тогда двигатель не удастся запустить, пока он не будет продут воздухом. При повторных нажимах на пусковую педаль дроссель следует постепенно прикрывать.

Чтобы продуть двигатель, перед пуском медленно прокручивают коленчатый вел при полностью открытом дросселе. Когда же его открывают не до конца, от резкого толчка пусковой педали а диффузоре карбюратора создается разрежение и в двигатель опять-таки попадает горючая смесь. Закрывать при этом бензокран почти бесполезно, так как в поплавковой камере находится топливо.

При пуске четырехтактного двигателя необходимы следующие условия: достаточно сильная искра свечи зажигания, наличие рабочей смеси и необходимой компрессии в цилиндре, правильно установленное зажигание и правильное газораспределение. Для двухтактного двигателя требуется, кроме того, наличие компрессии в картере и хорошо перемешенная смесь бензина с маслом (содержание последнего должно строго соответствовать, норме).

Силу искры о свече проверяют, прислоняя ее сначала к «массе», а затем поднося к ней на расстояние не менее 4 мм отсоединенный от свечи провод. Искра в вывинченной свече только приближенно указывает исправность, но не гарантирует ее полностью: небольшого напряжения, легко пробивающего воздушный зазор в 0,4—0,8 мм между электродами, будет недостаточно, если между ними окажется сжатая рабочая смесь.

Наличие рабочей смеси в цилиндре проверяют в том случае, когда после нескольких нажимов на пусковую педаль в холодном двигателе не происходит вспышек. Это делают для того, чтобы обоснованно выбирать дальнейшие мероприятия, а не толкать педаль «вслепую», до тех пор, пока из глушителя не закапает топливо.

Для проверки вывинчивают свечу. Если смесь поступила — свеча влажная, если не поступила — сухая. В последнем случае продолжают попытки, обогащая смесь. У прогретого двигателя признаком поступления горючей смеси служат выходящие из глушителя при прокручивании коленчатого вала пары несгоревшего топлива.

Когда горючая смесь при обогащении не поступает в цилиндр, даже несмотря на вытекание горючего из карбюратора, проверяют, не засорились ли жиклеры и каналы к ним. Если же при утопленном поплавке топливо не вытекает наружу, смотрят — есть ли оно в баке и поступает ли в карбюратор.

От электрической искры требуется не только мощность. Важно, чтобы искра своевременно появилась в цилиндре. Поэтому необходимо проверить установку опережения зажигания. В четырехтактном двигателе при пуске начало размыкания контактов происходит в ВМТ или с опережением в 1—2 мм. В двухтактном двигателе опережение зажигания устанавливают в соответствии с указаниями заводской инструкции.

Нарушение правильного газораспределения, затрудняющего пуск, происходит у четырехтактного двигателя глазным образом при полном исчезновении или многократном увеличении теплового зазора клапанов и отчасти при значительном увеличении сопротивления воздухоочистителя и глушителя; у двухтактного двигателя — преимущественно от обильного нагара в выпускных окнах, засорения глушителя, сильного сопротивления воздухоочистителя, а также нарушения герметичности картера.

Если четырехтактный двигатель подвергался разборке, то неверное газораспределение может быть следствием неправильной установки газораспределительных шестерен; в двухтактном — результатом неправильной установки поршня или повреждения его юбки.

Достаточна ли компрессия в цилиндре? Это проверяют, прокручивая двигатель пусковой педалью сначала без свечи зажигания, а потом со свечой. В первом случае сопротивление незначительно, во втором, у исправного двигателя,— оно резко возрастает. Если сопротивление велико и в первом случае, то это свидетельствует о механических повреждениях и застывании масла в холодную погоду.

Компрессия в цилиндре четырехтактного двигателя ослабевает преимущественно из-за пригорания клапанов и недостаточного теплового зазора, а также при повреждениях поршневой группы (например, завальцовывании в канавках поршневых колец); у двухтактного — главным образом от застревания посторонних частиц в канавках поршневых колец и их износа. У обоих типов двигателей компрессия ослабевает при недостатке смазки.

Необходимая для нормального пуска и работы двухтактного двигателя компрессия в картере достигается только при достаточной его герметичности. Нарушается же она чаще всего вследствие повреждения прокладок, сальников на коренных шейках, а также из-за ослабления затяжки болтав и гаек, скрепляющих половины картера и цилиндр. При этом воздух проникает в двигатель помимо карбюратора, уменьшает количество засасываемой смеси, и значительная часть ее вытесняется наружу через неплотности.

Двигатели, у которых нарушена герметичность картера, запустить трудно. Они не работают, если число оборотов коленчатого вала ниже средних, не развивают полной мощности. При пуске их десятки раз нажимают на педаль, утапливая поплавок, и закрывают воздушную заслонку. Иногда же пуск удается осуществить только с хода.

Большинство двухтактных двигателей рассчитано на питание смесью бензина с маслом в пропорции 25:1 (на 10 л бензина 400 см3 масла). Повышение содержания масла особенно нежелательно во время пуска. Поэтому при заправке необходимо перемешивать бензин с маслом до получения однородной смеси, а останавливаясь надолго, — израсходовать из карбюратора горючее после закрытия бензокрана. Иначе на дно бака осядет неперемешанное более тяжелое масло, бензин испарится из карбюратора, и к жиклерам поступит топливо с многократно увеличенным содержанием масла, при пуске возникнут затруднения.

Иной раз двухтактные двигатели не удается пустить из-за скопления так называемого конденсата (жидкого топлива) в картере. Конденсат возникает по ряду причин: из-за «пересоса» при пуске холодного двигателя, при работе на переобогащенной смеси, перебоях в работе свечи, при избыточном содержании масла в топливе. Конденсат удаляют, продувая двигатель воздухом. В отдельных случаях для ускорения этого вывинчивают свечу. Продувка облегчает пуск двигателя и часто служит основным средством получения вспышки. Если двигатель сильно нагрет, ему дают остыть.

Исправный двигатель заработает после нескольких нажимов педали. При неудаче не следует торопиться с регулировкой и ремонтом, так как, повторяем, задержка может быть следствием слишком бедной или богатой смеси. Каждый (даже однотипный) двигатель имеет небольшие особенности. И их надо изучить, чтобы получить легко воспламеняющуюся смесь, а не рассчитывать на силу ноги и прочность пускового механизма.

М. ГИНЦБУРГ


 


1963N08P18








Связь с администрацией: [email protected]