ИЖ Юпитер

новый дорожный мотоцикл

 

ИЖ Юпитер 1

Перед вами на фото новый мотоцикл «Юпитер», или, как его сокращенно называют, ИЖ-Ю. Он спроектирован нашим СКБ мотоциклостроения и принят к массовому производству, которое началось во второй половине 1961 г.

Опытные образцы мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-ЮК (такой индекс присвоен модели с коляской) были всесторонне испытаны в разнообразных дорожных и климатических условиях.

ИЖ-Ю может эксплуатироваться и с боковым прицепом. Для этого надо установить узлы крепления тяг. Коляска — легкого типа, рассчитана на одного пассажира или груз весом до 100 кг.

Конструкция мотоцикла отвечает современным требованиям, предъявляемым к машинам такого класса. Защита карбюратора специальными кожухами, большие поверхности, покрытые лаком, красками и декоративным хромом, придают машине красивый внешний вид.

Экипажная часть «Юпитера» и старой модели ИЖ-56 унифицированы за исключением кронштейнов крепления двигателя. Легкая сварная трубчатая рама, пружинная телескопическая передняя вилка с гидравлическими амортизаторами, маятниковая подвеска заднего колеса обеспечивают комфортабельность езды даже на грунтовых дорогах.

 

Глушитель шума выпуска отработавших газов

Рис. 1. Глушитель шума выпуска отработавших газов.

 

 

 

На мотоцикле установлен глушитель (рис. 1), благодаря которому шум выпуска отработавших газов незначителен. Передний подрессоренный грязевой щиток прикреплен на литом кронштейне к нижнему мостику передней вилки, что исключает возможность забивания его грязью.

На «Юпитере» в отличие от ИЖ-56 спидометр приводится от переднего колеса. Для удобного доступа к поплавковой камере в защитном кожухе карбюратора имеется окно, закрываемое металлической задвижкой.

Контактно-масляный воздушный фильтр (рис. 2) хорошо очищает от пыли воздух, поступающий в цилиндры двигателя. Забор воздуха осуществляется через продольные жалюзи, расположенные на боковых поверхностях защитных кожухов.

 

Контактно-масляный воздушный фильтр

Рис. 2. Контактно-масляный воздушный фильтр.

 

Фильтр выполнен из пластмассы. Фильтрующим элементом является капроновая кассета диаметром 0,2—0,3 мм.

Двухтактный двухцилиндровый двигатель (рис. 3) воздушного охлаждения объединен с коробкой передач в одном картере обтекаемой формы. Цилиндры изготовлены из алюминиевого сплава методом литья под давлением. В них запрессованы гильзы из специального чугуна. Продувка — петлевая, через четыре канала в каждом цилиндре, соединенных с полостью картера. Диаметр цилиндра 61,73 мм, ход поршня 58 мм. Рабочий объем двигателя 346 см3, степень сжатия 6,8—7,0.

 

 

dvigatel-s-korobkojj-peredach-v-razreze

Рис. 3. Двигатель с коробкой передач в разрезе: 1 — свеча зажигания; 2 — головка цилиндра; 3 — цилиндр; 4 — выпускное окно; 5 — поршень; 6 — поршневое кольцо; 7 — перепускной канал; 8 — поршневой палец; 9 — втулка верхней головки шатуна; 10 — шатун; 11 — крышка кривошипной камеры; 12 — палец кривошипа; 13 — регулировочный винт сцепления; 14 — нажимной диск сцепления; 15 — педаль переключения передач; 16 — диски сцепления; 17 — наружный барабан сцепления; 18 — вал переключения передач; 19 — кулачок автомата сцепления; 20, 21 — шестерни коробки передач; 22 — рычаг выжима сцепления; 23 — ведущий пал; 24 — ведомый вал; 25 — кулачок прерывателя; 26 — генератор; 27 — крышка кривошипной камеры; 28 — маховик.

 

Детали шатунно-поршневой группы (поршень, шатун, поршневые кольца, поршневой палец, стопорные кольца, ролики подшипника нижней головки шатуна) унифицированы с соответствующими деталями двигателя мотоцикла К-175.

Коленчатый вал состоит из двух кривошипов, соединенных между собой выносным маховиком, который расположен между кривошипными камерами.

Кривошипы развернуты на 180° и тем самым обеспечивают попеременную работу цилиндров.

Одной опорой коленчатого вала служит прилив половины картера, а другой — герметически закрывающаяся крышка кривошипной камеры. Герметичность достигается благодаря четырем армированным резиновым сальникам.

При 5000 об/мин коленчатого вала «Юпитер» развивает мощность 18 л. с. Литровая мощность равна 55 л.с./л (у двигателя ИЖ-49 — 31 и у ИЖ-56 — 40 л.с./л).

Один карбюратор К-28Ж соединен с впускными окнами цилиндров патрубком особой конструкции. В качестве топлива применяется бензин второго сорта в смеси с автолом (соотношение 25 : 1).

Крутящий момент передается от двигателя на коробку передач двойной втулочной безроликовой цепью. Передаточное число 2,57.

Многодисковое сцепление по своей конструкции максимально унифицировано со сцеплением ИЖ-56. Но в отличие от него наружный барабан опирается на шариковый подшипник, что повышает надежность и долговечность узла.

Оригинально устройство включения и выключения сцепления. Помимо выжима муфты рукой предусмотрено автоматическое воздействие на нее в момент переключения передач в коробке. Применение такого автомата упрощает управление мотоциклом.

Четырехступенчатая двухходовая коробка передач в основном идентична коробке мотоцикла ИЖ-56. Изменена лишь с целью повышения надежности конструкция узла перемещения вилок включения передач. Валики, по которым перемещаются вилки, отсутствуют. Их роль выполняет вал, одновременно передвигающий вилки.

Управление коробкой облегчено благодаря двухплечему рычагу ножного переключения передач.

Передача на заднее колесо осуществляется роликовой цепью П-4 (ГОСТ 3609—52). Передаточное число у мотоцикла ИЖ-Ю — 2,33 и ИЖ-ЮК — 2,62. Колеса — взаимозаменяемые с прямыми спицами. Тормоза — колодочные. Подвеска кузова бокового прицепа — пружинная.

Источниками тока являются аккумуляторная батарея 3-МТ-7 и генератор постоянного тока Г-36 М2 с двумя прерывателями новой конструкции (модернизированный генератор Г-36М). Каждая свеча зажигания А11У М14 X 1,25 имеет свою цепь питания с обособленным прерывателем и катушкой КМ-01.

Система зажигания с двумя прерывателями обеспечивает устойчивое искрообразование во всем диапазоне оборотов коленчатого вала двигателя. По основным деталям она унифицирована с системой зажигания мотоцикла ИЖ-56.

По своей конструкции и эксплуатационным качествам «Юпитер» является более совершенным, чем мотоциклы ИЖ-56 и ИЖ-56К.

 

Краткая техническая характеристика мотоциклов ИЖ Юпитер

  Без коляски С коляской
Максимальная скорость в км/час 110 80

Расход топлива в л на 100 км

4 6

Емкость топливного бака в л

15
База в мм 1360 - 1400

Дорожный просвет в мм

135
Шины 3,25 X 19 (давление 2 кг/см2)
Сухой вес в кг 160 245
Длина в мм 2115 2180
Ширина в мм 780 1760
Высота в мм 1025 1130

 

Инженер В. БОНШТЕДТ, зам. начальника конструкторского бюро мотоциклостроения.


1961N08P16-17








Связь с администрацией: [email protected]