Ковровец

Для многодневных соревнований

 

Ковровец Для многодневных соревнований

Впервые мотоциклы «Ковровец» вышли на трассы многодневных международных соревнований в 1959 году. Дебют их был довольно удачным — два спортсмена из трех, стартовавших на «К-175СМ», завоевали золотые медали.

В дальнейшем конструкция этих мотоциклов претерпела большие изменения. Новый «Ковровец» для многодневок значительно отличается от своего предшественника. Расскажем о путях модернизации этой машины.

Двигатель. Трасса современных многодневных соревнований изобилует крутыми подъемами. Поэтому нужен двигатель повышенной мощности с хорошими тяговыми качествами.

Коллектив конструкторов совместно со спортсменами провел большую работу по совершенствованию двигателя «К-175СМ». По сравнению со старым модернизированный двигатель при тех же основных параметрах обладает более высокими показателями по мощности (12,8 л. с. против 11 л.с.), крутящему моменту и надежности.

При конструировании нового цилиндра особое внимание уделялось продувке. Для ее улучшения головка цилиндра выполнена по типу «жокейская шапочка». В сочетании с определенной формой продувочных каналов это дало приращение мощности до 0,8 л. с.

 

Техническая характеристика мотоцикла Ковровец

База — 1270 мм
Дорожный просвет — 240 мм
Сухой вес — 105 кг
Габариты:
длина — 1980 мм
ширина — 760 мм
высота — 1070 мм

Основные параметры двигателя
Рабочий объем — 173,7 см3
Диаметр цилиндра — 61,72 мм
Ход поршня — 58 мм
Степень сжатия — 8,5—9
Опережение зажигания — 4мм до ВМТ
Максимальная мощность— 12,8 л. с.
Число оборотов — 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент (М) — 1,72 кгм
Число оборотов при М = 1,72 кгм — 4200 об/мин
Свеча — А11У
Максимальная скорость не менее — 100 км/нас
Емкость топливного бака — 12,5 л

 

Увеличение плотности струи рабочей смеси, поступающей в цилиндр, достигнуто повышением давления продувки. Для этого диаметр маховиков сокращен с 136 до 128 мм (соответственно уменьшена кривошипная камера в картере).

 

Воздухофильтр

Воздухофильтр.

 

Немало сделано в процессе доводки карбюраторов К-28Б. Лучшие результаты получены при диффузоре диаметром 27 мм. Опытным путем установлена длина выпускных труб — 490 мм.

Приходилось рассчитывать на то, что двигатель будет работать при высокой температуре и разряженной атмосфере, поэтому потребовалось развитое оребрение. На верхнюю часть чугунного цилиндра напрессована алюминиевая рубашка с четырьмя ребрами, площадь которых увеличена по сравнению с прежней моделью на 350 см3.

Степень сжатия — 8,5—9 — принята по результатам работы на бензине Б-70.

Новый поршень имеет три кольца, ширина которых уменьшена до 2 мм; первое кольцо отстоит от днища на 6 мм (вместо 4 мм), а сам поршень опущен на 7 мм, т. е. поршневой палец смещен на 7 мм к днищу. Этим достигнуто дополнительное уменьшение кривошипной камеры. Гладкие стопоры поршневых колец заменены нарезными.

Воздушный фильтр применен новый, с глушителем шума всасывания. Он размещен под седлом и представляет собой изогнутый раструб из стеклопластика, в который вставляется сетчатая корзинка, набитая капроновой путанкой. Корзинка сверху запирается. Корпус фильтра соединен с карбюратором резиновой муфтой. При помощи текстовинита и клея БФ-2 он изолирован от окружающей среды, благодаря чему влага, грязь и пыль непосредственно не попадают в фильтр.

Выхлопное устройство. В настоящее время глубокие броды из трасс многодневок исключены, поэтому трубы глушителя можно было расположить внизу. Это обеспечило лучшую очистку цилиндра, а значит лучшую работу двигателя. Конструкция глушителя такая же, как у дорожного «Ковровца-175». Выхлопная труба приварена к его корпусу. Это придало всей системе жесткость и уменьшило шум выхлопа. Исследования показали, что такие глушители отбирают на 0,3 л. с. мощности меньше, чем современные иностранные.

Коробка перемены передач. Дальнейшему улучшению подверглась четырехступенчатая коробка передач, в частности, механизм переключения. Шестерни обработаны дробеструйным методом. Вместо однорядной введена двухрядная моторная цепь, передающая крутящий момент с коленчатого вала на первичный вал коробки. Коленчатый вал установлен на подшипниках серии 204 со стороны звездочки и серии 303 со стороны генератора.

Рама. С повышением мощности двигателя и улучшением динамики мотоцикла увеличились нагрузки на раму, поэтому она существенно изменена и изготовлена из труб ст. 30ХГСА.

Рама

Рама.

 

Высота рулевой колонки принята в 180 мм вместо 135. Для размещения фильтра подседельная стойка сверху убрана, а ось маятника приближена к оси звездочки на 15 мм и качается в радиально-упорных роликовых подшипниках. Конструкция этого узла очень жесткая, прочная и обеспечивает высокую устойчивость.

Описанная рама успешно прошла испытания на дорогах Крыма, Карпат и Австрийских Альп.

 

Передняя вилка: 1 — буферное резиновое кольцо; 2 — усилительный бугель; 3 — резиновое маcлосъемное кольцо; 4 — обратный клапан; 5 — труба гидроамортизатора; 6 — пружина вилки; 7 — упорный подшипник рулевой колонки.

Передняя вилка: 1 — буферное резиновое кольцо; 2 — усилительный бугель; 3 — резиновое маcлосъемное кольцо; 4 — обратный клапан; 5 — труба гидроамортизатора; 6 — пружина вилки; 7 — упорный подшипник рулевой колонки.

 

Передняя вилка мотоцикла — телескопическая, штоковая, с ходом 150 мм. Ее пружины изготовлены из проволоки диаметром 4 мм (вместо 3,5 мм), жесткость их 0,46 кг/мм. Вилка хорошо амортизирует на малых и больших препятствиях. Энергия удара и вес неподрессоренных масс переднего колеса и деталей передней вилки гасятся хорошо разработанной гидравлической системой.

Сальниковое уплотнение с дополнительной фетровой прокладкой и резиновыми маслосъемными кольцами исключает пропуск смеси. Вилка имеет дополнительный усиливающий бугель из трубы. Она установлена на упорных подшипниках средней серии (вместо легкой).

Передняя подвеска в новом «К-175СМ» также изменена. Объем гидрокамеры увеличен с 60 до 90 см3, а межцентровое расстояние — с 309 до 330 мм. Ход благодаря этому доведен до 90 мм. Гидравлическая система снабжена устройством, регулирующим частоту колебаний и скорость движущихся масс. Работа гидросистемы зависит от температуры воздуха, веса водителя и дороги.

Руль изготовлен из трубы 22 X 2 (ст. 30ХГСА). Ширина его 740 мм. Концы труб приподняты и соединены усиливающей трубой. Форма и размеры руля обеспечивают хорошую посадку и удобное управление мотоциклом. На концах рычагов установлены резиновые шарики, препятствующие соскальзыванию рук и травмированию при падении. Рукоятка дросселя имеет гнездо для дублирующего троса золотника карбюратора.

 

Задняя подвеска

Задняя подвеска.

 

Задняя подвеска имеет новый маятниковый рычаг из труб размером 32 X 2 (ст. 30ХГСА). Наконечники его выполнены из листа толщиной 7 мм и согнуты в месте приварки к перьям вилки. Маятниковый рычаг удлинен с таким расчетом, чтобы можно было применить шины размером 3,5X19".

Колеса также претерпели большие конструктивные изменения. Монтаж и демонтаж шин вызывали раньше большие затруднения, обод при сильных ударах деформировался. Теперь обод сделан более глубоким.

Ступица колеса — сборная, с большими фланцами и спицами диаметром 3,5 мм. Она соединена с ведомой звездочкой заднего колеса через резиновую муфту, это улучшило условия работы цепи и всех передающих силовых узлов.

 

Маятниковый рычаг задней подвески

Маятниковый рычаг задней подвески.

 

Тормозные барабаны сделаны диаметром 150 мм. В барабан переднего колеса запрессована чугунная гильза. Это повышает эффективность тормозов. Накладки, изготовленные из асбокаучуковой массы, крепятся на клее БФ-2; заклепки расположены в шахматном порядке. В тормозном барабане сделана кольцевая выточка, куда входит кольцевой выступ основания тормозных колодок. Это исключает попадание в них влаги. Войлочное кольцо размещено между тормозным барабаном и фланцем ступицы.

Сцепление колес с дорогой, устойчивость их при прохождении грязных и песчаных участков, косых спусков и виражей, а также при движении на твердых и прямых участках во многом зависят от профиля шин и качества резины. На мотоцикле «Ковровец-175СМ» применяются показанные на фото шины моделей Л-85А, Л-131 и чешские «Вачим-59». Привод спидометра перенесен с заднего колеса на переднее.

 

 

Заднее колесо (в разрезе)

Заднее колесо (в разрезе).

 

Шины, применяемые на К-175СМ

Шины, применяемые на К-175СМ.

 

 

Седло изготовлено из латекса. Оно уширено и удлинено. Форма и размеры его дают водителю возможность свободно менять положение в зависимости от характера дороги.

Электрооборудование. Схема его была разработана и испытана в пяти вариантах. В конечном счете принята схема батарейного зажигания с генератором постоянного тока Г-36М и аккумуляторной батареей, применяемая на спортивных мотоциклах ИЖ. Это сделано в целях унификации.

В головке устанавливаются две свечи, а на раме — две катушки зажигания. Они работают попарно. В случае отказа одной из них или бобины переключением тумблера вводят в работу другую.

Специальное оборудование. Мотоцикл оборудован контрольными приборами СП-15 и часами. На топливный бак крепится инструментальная сумка, имеющая сверху планшетку. Предусмотрены два боковых инструментальных ящика. С правой стороны на раме имеется капельница для смазки цепи задней передачи во время движения.

Соскальзывание цепи с зубчатки заднего колеса предотвращается специальной направляющей.

***

Мотоциклы «Ковровец-175СМ» последней модели участвовали в международных соревнованиях прошлого сезона и показали хорошие результаты. В настоящее время ведутся работы по повышению мощности двигателя, снижению веса машины и дальнейшему совершенствованию ее эксплуатационных качеств.

«Ковровцы» для международных соревнований положат начало производству новых серийных спортивных мотоциклов для многодневок.

Д. КАБАЕВ, ведущий инженер-конструктор.



1961N06P14-15








Связь с администрацией: [email protected]