Как устранить застарелую сульфатацию пластин аккумуляторов

 

 

Можно ли собственными силами восстановить емкость автомобильных и мотоциклетных свинцовых аккумуляторов при застарелой сульфатации пластин? Сделать это обычными способами борьбы с сульфатацией (например, перезарядом малыми токами, зарядом в дистиллированной воде) не удалось. Тогда я решил применить способ восстановления емкости стационарных свинцовых аккумуляторов типа С и СК, разработанный сотрудником Центрального научно-исследовательского института связи Министерства связи СССР Б. А. Пионтковским. Результат превзошел ожидания — емкость удалось восстановить почти полностью.

Способ заключается в следующем. Аккумулятор заряжают током, равным 0,2Аном (Аном — номинальная емкость в ампер-часах). Как только появится газовыделение, ток снижают до 0,05 Аном. При стабильных значениях напряжений и удельного веса раствора электролита зарядку прекращают и оставляют аккумулятор в покое на 0,5—1 час. Затем возобновляют зарядку тем же током и продолжают ее до тех пор, пока аккумулятор не «закипит» и напряжение не перестанет повышаться. После этого опять делают перерыв на 1 час и вновь заряжают тем же током. Число таких зарядок с перерывами обычно не превышает трех. Прекращают их тогда, когда аккумулятор при включении на заряд малым током начинает «кипеть» (не позднее чем через 2—3 минуты), а напряжение его достигает величины, которая была в конце предыдущего дополнительного заряда.

По окончании зарядки начинают разряжать аккумулятор током, равным 0,02 Аном до тех пор, пока напряжение не понизится до 1,80 + 1,75 в на каждой банке батареи. Затем аккумулятор снимают и, спустя 1—2 часа, начинают заряд на режиме, описанном выше.

Чем большую емкость потеряли аккумуляторы, тем большее число циклов «заряд — разряд» надо провести.

Признаком того, что «лечение» закончено, может служить емкость, отдаваемая батареей при разряде малым током. Если она составляет примерно 125% номинальной емкости данного аккумулятора, то циклы можно прекратить и после заряда провести нормальный десятичасовой контрольный разряд. В зависимости от результатов последнего, либо пускают батарею в эксплуатацию (предварительно, конечно, зарядив ее), либо проводят еще несколько циклов.

Э. МЕНБАЕВ, Ленинград.




1962N05P19








Связь с администрацией: [email protected]