Указатели поворотов

На мотоциклах и мотороллерах

 

 

На улицах городов и дорогах страны сейчас нередко встретишь мотоциклы и мотороллеры с указателями поворотов. Эта забота мотолюбителей о безопасности движения вполне понятна: дорожные происшествия чаще всего происходят во время обгона, поворота и разворота, то есть в тех случаях, когда нужно подать сигнал о маневрировании.

Наши мотозаводы пока что не оборудуют машины указателями поворотов, поэтому водители мотоциклов и мотороллеров делают это сами.

Редакция получила много предложений по установке таких указателей. Одно из них, рекомендованное Научно-исследовательским институтом автомобильного электрооборудования и приборов, публикуется.

 

Передний указатель поворота на ветровом стекле мотоцикла

Рис. 1. Передний указатель поворота на ветровом стекле мотоцикла: 1 — фонарь правого указателя; 2 — переключатель.

 

Пунктиром показано подключение контрольных лампочек к различным типам реле.
Мотоцикл или мотороллер должен иметь два передних и два задних указателя. Передние сигналы размещают на руле или на ветровом стекле (рис. 1). Задние фонари на мотоциклах можно вмонтировать в откидные подножки для пассажира (рис. 2). На мотороллерах их лучше разместить по бокам корпуса. Но в любом случае световые сигналы желательно располагать на расстоянии не менее чем 400 мм от земли. Включатель указателей поворота надо установить на руле около ручки газа.

 

Задний фонарь указателей поворота, смонтированный в откидной подножке для пассажира

Рис. 2. Задний фонарь указателей поворота, смонтированный в откидной подножке для пассажира.

 

Следует помнить, что сигналы должны быть хорошо видны на большом расстоянии (до 100—150 м) и при прямом солнечном освещении. Для этого лампочки мощностью не менее 21 вт целесообразно снабдить отражателями, а фонари — козырьками. Стекла передних указателей могут быть белые или оранжевые, а задних — красные или оранжевые.

Указатели поворотов на коляске удобно совместить с ее габаритными фонарями, установив там двухнитевые лампочки.
В соответствии с существующими требованиями указатели должны быть мигающими. Для этого в схему вводят шестивольтовое тепловое реле типа РС-56, помещая его в фару.

Владельцам мотороллеров «Тула-200» следует применять двенадцативольтовое реле РС-55 или же РС-57 (рис. 3), которое, предварительно отрегулировав, можно использовать и на мотоциклах с шестивольтовым электрооборудованием.

 

Реле РС-57

Рис. 3. Реле РС-57: 1 — винт; 2 — тепловой элемент.

 

Провод от замка зажигания подсоединяют к клемме Б на реле. Клемму СЛ соединяют с переключателем, а затем с лампочками. Осторожно вращая регулировочный винт, добиваются такого положения, при котором реле включает лампы с нужными интервалами. Завертывая этот винт, увеличивают натяжение теплового элемента, вывертывая — ослабляют.

Может оказаться, что при включении цепи лампочки загораются, но не мигают. В этом случае следует осторожно натянуть тепловой элемент, медленно ввертывая регулировочный винт до тех пор, пока они не начнут мигать примерно 50—120 раз в минуту.

Бывает и так, что лампочки не загораются вообще. Тогда нужно ослабить натяжение теплового элемента, для чего медленно вывертывают регулировочный винт до включения ламп.

Если передние указатели не видны с места водителя, целесообразно установить контрольную лампочку мощностью 1 вт. Ее укрепляют на задней части фары или на руле мотоцикла так, чтобы даже при наличии ветрового щитка, она была хорошо видна.

При использовании реле РС-56 к клемме параллельно подсоединяют провода от патрона контрольной лампочки (его необходимо предварительно изолировать от массы). В реле РС-57 для этой цели предусмотрена специальная клемма, имеющая обозначение КЛ. Один провод от контрольной лампочки подключают к этой клемме, другой — к массе (рис. 4).

 

Схема включения ламп указателей поворота

Рис. 4. Схема включения ламп указателей поворота: 1 — замок зажигания; 2— реле; 3 — переключатель; 4 — лампы левых указателей; 5 — лампы правых указателей.

 

Приведенные здесь рекомендации проверены на практике.

Инженер В. ВОЛЖСКИЙ,
Ленинград

 


1962N08P33








Связь с администрацией: [email protected]