Мотоцикл Урал 3 ( М - 66 )

Новый Ирбитский

ИМЗ Урал 3 М-66

Тяжелые мотоциклы семейства «Урал» ирбитского завода хорошо знакомы мотолюбителям. Выпускавшийся в последнее время «Урал-2» (М-63) зарекомендовал себя как надежная удобная машина, способная преодолевать и значительные расстояния с большой скоростью, и бездорожье. Подтверждение тому — первое место, завоеванное «уралами» во Всесоюзных испытаниях мотоциклов на первенство заводской марки в 1970 и 1971 годах.

 

Размеры деталей
«Урал-2»
«Урал-3»
Диаметр шатунного пальца, мм
36
40
Ширина нижней головки шатуна, мм
15,2
17,2
Количество роликов в подшипнике
12
18
Диаметр и ширина ролика, мм
7; 10
5; 12

 

 

Повышена надежность и долговечность коленчатого вала: усилены шатунная шейка и нижняя головка шатуна

Повышена надежность и долговечность коленчатого вала: усилены шатунная шейка и нижняя головка шатуна.

 

Конструкторы все время совершенствовали машину. И вот в результате большого труда заводского коллектива освоено производство новой модели «Урал-3» (М-66), первые партии которой уже в этом году сходят с конвейера.

 

Лучше очищается масло — теперь фильтр снабжен сменным бумажным элементом.

Лучше очищается масло — теперь фильтр снабжен сменным бумажным элементом.

 

Ясно представляя себе, кем, как и где эксплуатируются тяжелые мотоциклы, мы в первую очередь старались улучшить их — прежде всего повысить надежность, долговечность, проходимость. Все новые конструктивные решения проходили испытания не только в заводских лабораториях, но и на спортивных мотоциклах, так как во время соревнований нагрузки значительно больше, чем при эксплуатации дорожных машин даже в трудных условиях. Теперь головка двигателя М-66, например, такая же, как на спортивном мотоцикле М-63К, а шатунные подшипники 864708ДМ коленчатого вала, передняя вилка, амортизаторы с унифицированными клапанами применялись раньше только на спортивных машинах.

 

Повышена безопасность движения. Водителю не надо показывать рукой направление поворота — большие фонари указателя хорошо видны со всех сторон

Повышена безопасность движения. Водителю не надо показывать рукой направление поворота — большие фонари указателя хорошо видны со всех сторон.

 

Внешне «Урал-3» мало отличается от предшественника, все изменения — «внутри» машины. Основные из них показаны на вкладке.

 

Передняя вилка способна теперь воспринять большие нагрузки — ее перья сделаны из труб увеличенного диаметра.

Передняя вилка способна теперь воспринять большие нагрузки — ее перья сделаны из труб увеличенного диаметра.

 

Новый коленчатый вал намного прочнее старого. Применение шатунного подшипника 864708ДМ с 18 роликами (конструкция его разработана КБ завода совместно с институтом подшипниковой промышленности) позволило заметно поднять ресурс мотора до капитального ремонта. Благодаря увеличению диаметра впускного клапана и повышению степени сжатия до 7 удалось довести его мощность до 32 л. с. Столь умеренная форсировка позволяет использовать недорогой широко распространенный бензин А-72. Годится для нового «Урала» и А-76.

 

Мотоцикл не подчинится постороннему — встроенный в рулевую колонку замок признает только свой ключ.

 

Впервые в отечественном мотоциклостроении кузов бокового прицепа соединен с рамой посредством резиновых элементов. Испытания показали, что после 35 тысяч километров пробега эти элементы еще работоспособны. Пожалуй, единственный их недостаток — увеличение жесткости на морозе, ощущаемое лишь при температуре ниже 25 градусов. Если учесть, что в такую погоду мало кто ездит, а плавность хода изменяется незначительно, этот недостаток нельзя считать серьезным.

В соединении выпускной трубы с глушителем прорыв газов исключен — накидная гайка с асбестовым шнуром создает герметичность.

В соединении выпускной трубы с глушителем прорыв газов исключен — накидная гайка с асбестовым шнуром создает герметичность.

 

Упростились обслуживание и ремонт задних амортизаторов — детали гидравлических гасителей теперь одинаковы.

Упростились обслуживание и ремонт задних амортизаторов — детали гидравлических гасителей теперь одинаковы.

 

Коляска стала комфортабельнее — кузов ее подвешен на резиновых элементах, хорошо поглощающих толчки и не требующих смазки.

 

Повышена мощность при том же бензине — увеличены диаметр тарелки впускного клапана (до 38 мм) и степень сжатия (до 7).

Повышена мощность при том же бензине — увеличены диаметр тарелки впускного клапана (до 38 мм) и степень сжатия (до 7).

 

В общем «Урал-3» близок по своим характеристикам к лучшим зарубежным образцам. Сравнивая его, например, с новым мотоциклом Р60/5 (см. «За рулем», 1970, № 7) известной фирмы БМВ (ФРГ), снабженным тоже двухцилиндровом оппозитным двигателем, можно отметить следующее. Р60/5 не приспособлен для эксплуатации с коляской, и, несмотря на это, он даже чуть тяжелее «Урала-3». Несколько большая мощность (40 л. с.) достигнута увеличением степени сжатия (до 9) и оборотов коленчатого вала (6400 об/мин). Двигатель требует высокооктанового бензина (96). Крутящий момент у обоих мотоциклов практически одинаков, однако у «Урала-3» тяговые качества лучше, так как максимальный крутящий момент достигается уже при 3800—4000 об/мин, в то время как на Р60/5 только при 5000 об/мин. Это особенно важно при движении по плохим дорогам, для которых Р60/5, кстати, почти непригоден. Кроме того, выпуск мотоциклов БМВ очень ограничен, а наш «Урал-3» является массовой машиной, удовлетворяющей разнообразные запросы мотолюбителей.

 

Сравнение новой модели с предыдущей

Параметры
Урал-2
Урал-3
Мощность, л. с./при об/мин
28/4800-5200
32/4800— 5300
Крутящий момент, кгм
4,5
4,5 - 4,7
Степень сжатия
6,2
7
Максимальная скорость, км/час
95
105
Контрольный расход топлива, л/100 км
6
5,8
Сухой вес, кг
320
315

 

 

 

А. ХАЛТУРИН,
заместитель главного конструктора
г. Ирбит


1971N12P12








Связь с администрацией: [email protected]