Двигатель, применяемый на всех моделях
мотоциклов ЯВА-350 типа "634" и Ч3-350 типа "472", в отличие от
выпускавшихся ранее, имеет игольчатый подшипник в верхней головке шатуна,
где прежде стояла бронзовая втулка. Он представляет собой стальное кольцо
(рис. 1) внутренним диаметром 20 мм, запрессованное в головку шатуна, и
набор из 28 роликов (игл) диаметром 2 мм и длиной 13,8 мм. Они заполняют
пространство между кольцом и поршневым пальцем, диаметр которого увеличен
с 15 до 16 мм. Сепаратора подшипник не имеет, а боковое перемещение роликов
ограничено двумя стальными шайбами.
      Взаимозаменяемы ли новый и старый коленчатые валы? Да, если каждый вал
использовать со своими поршнями и поршневыми кольцами, потому что посадочные
размеры валов одинаковы.
      Поршни двигателей типа "634" отличаются от
прежних не только диаметром отверстий под поршневой палец, по и ярко выраженным
"силовым" оформлением: они более массивны, расстояние между бобышками
уменьшено до 22 мм, расстояние между поршневыми кольцами стало больше. Однако
существенных отличий газодинамического характера (куда в первую очередь
следовало бы отнести изменения в размерах я форме перепускных окон и юбки),
влияющих на мощность двигателя, нет.
      Посадочные и присоединительные размеры старых к
новых цилиндров одинаковы, размеры окон и каналов практически совпадают.
Отметим значительно большую площадь оребрения у новых цилиндров, что
необходимо для улучшения охлаждения. Изменена также конструкция крепления
выпускных патрубков к цилиндрам. Если новые цилиндры установить на ЯВУ модели
"360/00", то степень сжатия окажется выше - не 8, а 9,2, так
как новые цилиндры по высоте примерно на 1,5 мм меньше старых. С появлением
машин типа "634" многие водители заметили, что здесь кромка днища
поршня, когда он находится в верхней мертвой точке, доходит до кромки цилиндра,
чего не было на прежних ЯВАХ. Опытным мотолюбителям все это уже известно:
из старых и новых деталей они собирают те или иные комбинации в поисках большей
долговечности, мощности и т. п. Новичков же часто волнуют более прозаические
вопросы. Один из них - замена поршня.
      Как быть, если знаешь, что "иголок"
много, а потерять при разборке и сборке ни одной нельзя?! Разобрать - еще
полбеды: можно подстелить под поршень тряпочку и не дать "иголкам"
упасть внутрь двигателя. А вот собрать..!
      Мотолюбители применяют различные хитрые способы,
вплоть до фиксации роликов густой смазкой и даже клеем (авось, потом
разработаются!). Но лучше все-таки сделать приспособление или переделать применяемое
для модели "360/00" - оно исключает перспективу высыпать ролики в
двигатель и сохраняет нервы.
     
      Такое приспособление приведено, например, в
книге А. К. Михеева и Б. В. Синельникова "Ремонт мотоциклов ЯВА"
("Машиностроение", Москва, 1971, стр. 69). Чтобы использовать его на
новых двигателях, нужно изготовить дополнительно две разрезные втулки из
текстолита, эбонита, винипласта и т. п. (по одной для каждого шатуна)
следующих размеров: длина - 21,5 мм, наружный диаметр - 16,2 мм, внутренний
- 10,5 мм, причем обе втулки должны совершенно свободно надеваться на
стержень направляющей (см. рис. 1). Далее, установив втулку на направляющую,
сделать на стержне какую-нибудь метку (риску) на расстоянии 40 мм от
наружного торца втулки. В остальном действия с приспособлением - то же,
что на прежних моделях.
     
Напомним их порядок. Закрываем чистой салфеткой открытую полость картера,
чтобы в него ничего не попало. Снимаем стопорные кольца в бобышках поршня.
Устанавливаем приспособление на поршень, надеваем на его винт направляющую и
вспомогательную втулки и, вращая винт, выдавливаем палец из поршня. Когда
палец будет выдвинут из него примерно на 32 мм (отметка на стержне направляющей
совместится с цилиндрической поверхностью поршня), втулка полностью вытеснит
палец из игольчатого подшипника и займет его место, не давая роликам
рассыпаться. Теперь осторожно вывертываем винт и столь же осторожно извлекаем
из отверстия в бобышке поршня направляющую, оставив в подшипнике втулку.
Снимаем приспособление и поршень. Упругая разрезная втулка, расправившись, не
даст ограничительным шайбам упасть, но все-таки следите за ними. Сквозь
отверстия в шайбах и втулке пропустите мягкую проволоку и свяжите ее (рис. 2):
теперь при любых операциях с коленчатым валом иглы и шайбы не потеряются.
      При установке поршня порядок действий таков.
Вначале палец запрессовывают на глубину отверстия в бобышке, то
есть на 18 мм. Поршень с пальцем устанавливают в приспособление так,
чтобы винт - выталкиватель слегка уперся в палец. Проволоку,
связывающую втулку и шайбы, осторожно удаляют, поршень с
приспособлением надевают на шатун. Чтобы палец при запрессовке сразу
попал на свое место, его соосность с втулкой можно обеспечить при
помощи вспомогательного стержня диаметром 10 мм, вставленного в поршень с
другой стороны. Ввертывая винт приспособления, запрессовывают палец и постепенно
вытесняют им вспомогательную втулку из игольчатого подшипника.
Остальные операции, связанные с поршнем и коленчатым валом,
выполняют, как описано в упомянутой книге для модели "360/00".
"За рулем" N 2/78
Прислал: Max Madin ([email protected])
Связь с администрацией: [email protected]