Дорогие мои старики

Ява 634 и ИЖ Планета Спорт

КСЕНОФОНТОВ, фото автора

       Оба родом из середины 70-х, тем не менее, до сих пор на рынке секонд-хэнда они - ходовой товар. И зачастую покупатель выбирает как раз между ними.

ВО, БЛИН! ДЛЯ АМЕРИКИ?!
       В провинции нам удалось обнаружить эти байки в почти первозданном виде.
       "Иж-Планета Спорт" (в просторечии просто "спорт" или "пес" - от аббревиатуры ПС) увидел свет в 1974 году, практически одновременно с Jawa-350/634. Оба мотоцикла вызвали фурор у российских рокеров (слово "байкер" тогда еще не было в ходу), их с пристрастием сравнивали и до хрипоты спорили, какой лучше Если у Jawa-350/634 и было много нового по сравнению со "старушкой" Jаwа-350/360 (дуплексная рама, 2-кулачковый передний тормоз, 18-дюймовые колеса и обновленный мотор), то "ПС" вовсе ничем не напоминал обычную "Планету" В "Иже" поражали не только его подчеркнутая "спортивность", но и ряд совершенно новых конструктивных решений. Как то система раздельной смазки, 5-канальная продувка цилиндра, подвеска двигателя на резиновых подушках. И особенно импортные комплектующие - карбюратор и светотехника, причем не из соцстраны, а из самой Японии! В этом отношении Jawa из Чехословакии просто "отдыхала". К тому же поговаривали, что "пса" готовили к экспорту, и не в какую-нибудь банановую республику, а в саму Америку. Как тут крутому рокеру не задуматься о его покупке?

ДЛЯ И ПРОТИВ ВОРОВ
       Прошли десятилетия, и в моду вошли мотоциклы с совершенно другими посадками полулежачей - у спортбайков, откинувшись корпусом назад и с вытянутыми ногами - у кастомов Сидеть прямо стало, как сказали бы сейчас, - отстой. На каждом из тестируемых мотоциклов принимаешь свою особую посадку. У Jawa подножки водителя на месте - по сравнению с предыдущей моделью "350/360", на которой ноги приходилось излишне сгибать в коленях. Руль стал чуть пошире, седло - потолще, и это удобно для "дальнобоя". У "Ижа" узкий бак, высокий аля спортивный руль и не очень комфортное седло - все это провоцирует к спортивной езде.
       Ява ( Jawa ) оказалась лучше "спорта" адаптирована к российской криминальной действительности: рулевая колонка и седло (а под ним аккумулятор) запираются на замок. У "Ижа" - "бери - не хочу" нажал на рычажок, и седло снимается вместе с хромированным крылом, японским фонарем и но мерным знаком - и открыт путь к дефицитному тогда импортному аккумулятору.

Общие данные
МодельЯва ( Jawa) 350/634"Иж-ПС"
Год начала производства19741974
Длина, мм20802050
Ширина, мм710730
Высота, мм10651100
База, мм13901350
Дорожный просвет, мм130145
Сухая масса, кг155135
Объём бензобака, л1614
Двигатель
Тип2-тактный, рядный2-тактный
Количество цилиндров21
Рабочий объём, см^3343,5340
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм58х6576х75
Степень сжатия9,210,0
Мощность л.с. при об/мин22/575032/6700
КарбюраторJikov 2926Mikuni
Система зажигания
контактная
Тип генераторадинамо 6В3-фазный альтернатор 12В
Мощность генератора, Вт75100
Трансмиссия
Сцепление
многодисковое в масляной ванне
Привод сцепленияс автоматом выжимаручной
Коробка передач
4-ступенчатая
Главная передачацепью шагом 12,7 мм в кожухецепью шагом 15,8 мм, открытая
Ходовая часть
Рамадуплексная, стальнаяодинарная, из легированной стали, термообработанная
Ход переднего колеса, мм150155
Подвеска задних колёс
маятниковая, 2 аммортизатора
Ход заднего колеса, мм8090
Тормоз переднего колесабарабанный 2-кулачковыйбарабанный, 1-кулачковый
Тормоз заднего колеса
барабанный однокулачковый
Передняя шина3,25x18"3,0x19"
Задняя шина3,5x18"3,5x18"
Динамика и эргономичность
Макс. скорость, км/ч120140
Расход топлива (средний), л/100 км (при 60 км/ч)4,03,5

ЕСЛИ ЗАВЕДЕШЬ
       Характер моторов различаешь уже при за пуске. Думается, фраза "заводится с полоборота" вошла в обиход именно после Jawa. У "пса" же норов: его не в силах сгладить даже прославленный Mikuni. Сколько же произошло травм лодыжек, оторвано каблуков и растянуто голеностопов при попытке завести строптивый мотоцикл! В то время "спорты" обычно проигрывали Jawa именно из за неадекватности запуска. Зато когда заводились, равных им по разгонной динамике и максимальной скорости в СССР не существовало. Скорость исправного и отрегулированного "Иж ПС" (с Mikuni) реально доходила до 140 км/ч, в то время как Jawa в лучшем случае "бежала" 120-125. Более высокие динамические качества "пса" объясняются просто он легче на 30 кг, а мотор на 10 сил мощнее.
       В сравнении с теми значениями у наших далеко не "свежих" тестируемых мотоциклов "максималка" упала примерно на 20 км/ч. Но надо учесть, что пробег "Ижа" - почти 40 000 км, a Jawa - 50 000. С годами "спорт" стал не столь норовистым при заводке, однако выражение "с полоборота" к нему не применишь. Jawa же сполна оправдывает былой авторитет.
       Различия в характерах мотоциклов проступают уже после первых же метров движения На Jawa чувствуешь кайф от размеренной езды мотоцикл прекрасно "стоит", на разбитой дороге подвески обеспечивают плавность хода, мотор тяговит и в общем-то динамичен, хотя на 4-й передаче разгон с 60 до 80 км/ч несколько вяловат У "пса", наоборот, "взрыв" происходит на средних оборотах, и чувствуешь, что вот-вот "за козлит". Он на это способен, но последствие "свечи" на мотоцикле с одним низко расположенным и к тому же длинным глушителем всегда одно: полный рот земли (или асфальта). На Jawa всегда "козлили" без проблем - глушители как раз такой длины и формы, что упираются в дорожное покрытие и не дают перевернуться. Правда, без "протравливания" сцеплением при полном "газе" ни чего не получится. А вот на "псе" - легко и одним лишь резким поворотом кисти правой руки.


JAWA: ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО
       По сравнению со "старушечьим", мотор у Jawa-350/634 не очень изменился. Те же "чугунки", только "более квадратные", длинноходный мотор (с 2-канальной продувкой), слабо поддающийся форсировке. Мощность - 20-22 л.с. , ровно на 10 "сил" меньше, чем у "спорта" с его современной 5-канальной продувкой. Зато вибрации у 2-цилиндрового мотора не досаждают почти во всем рабочем диапазоне. Другая слабина Jawa - генератор постоянного тока (динамо) старой конструкции, мощностью 75 Вт (при 6 В). В штатной комплектации электрооборудования при езде на малых оборотах мощности такого генератора недостаточно. Особенно сегодня, когда по требованиям ПДД свет фары при движении должен быть включен постоянно.
       Другое дело электрика ПС: 3-фазный 12-вольтовый альтернатор (генератор переменного тока) современной конструкции мощностью 100 Вт и электронное реле-регулятор. А вот подвески у "Ижа" по жесткости проигрывают "явским", хотя их хода не намного меньше. Что в сочетании с менее комфортным седлом и повышенными вибрациями "одноствольного" мотора не доставят удовольствия в "дальнобое". Неуютно чувствует себя на "Иже" и пассажир, на Jawa же его комфорту уделено больше внимания.

"ИЖ-ПЛАНЕТА СПОРТ 350"
JAWA-350/634
"+": Классический спортивный дизайн (по представлениям 25-летней давности). Достаточно современная конструкция двигателя. По скоростным и динамическим показателям превосходит все "совкоциклы" (вместе с Jawa самых поздних выпусков).
"-": Повышенная вибрация. Жесткие и короткоходные подвески. Недостаточный комфорт, особенно для пассажира. Относительная дефицитность запчастей. Недостаточная защита от посягательств угонщиков и воров.
"+": Ходовая часть обеспечивает комфорт водителю и пассажиру. Легкий запуск двигателя. Отсутствие вибраций. Надежность узлов. Относительно просто приобрести запчасти.
"-": Двигатель устаревшей конструкции, не поддающийся форсировке. Архаичный 6-вольтовый генератор.


КАЖДОМУ - СВОЕ
       "Так какой аппарат лучше?" - спросит сбитый с толку читатель. Вроде бы, "наш" по всем параметрам превосходит Ява 634 ( Jawa 350-634 ).
       Откровенно говоря, сегодня, когда есть возможность купить что-то третье, ни тот, ни другой не годится для "острой" езды. Но если выбирать из этих двух, "спорт" больше подходит для "отжигания". Эндуростроителям покупка "пса" открывает новые горизонты (при условии, что есть источник запчастей). Jawa-350/634 - для "размеренной" спокойной езды, и с точки зрения наличия в магазинах запчстей она всё-таки предпочтительнее. Многие мотоциклисты считают ее даже более удачной, чем последующая 638-я модель.

О ЗАПЧАСТЯХ
       Наиболее дефицитные запчасти на Яву ( Jawa ) 350/634 - цилиндры. Поршень, кольца и коленвал подходят от более ранней модели Jawa-350/360, равно как и диски сцепления, перья вилки. Коробка передач (с часто ломающимся штоком КП), трос заднего тормоза, тормозные колодки, звёздочки, амортизаторы светотехники можно взять от поздней модели Jawa-350/638. Шины того же размера, что и у "Ижей". Но 6-вольтовое электрооборудование - не подарок, а смонтировать современное 12-вольтовое не так просто. Генератор от 638 и модели не установишь, от 360-й он подойдет, но мощность его всего 45 Вт. В свое время "Яв" в страну завезли более 2 млн., выпуск запчастей к ним наладили как кустари, так и промышленные предприятия. Задача пользователя - не нарваться на подделку.
       С деталями на "Иж-Планета Спорт 350" ситуация похуже: большая их часть - конструктивный эксклюзив. Разве что детали мотора можно попробовать разыскать в бывших клубах ДОСААФ (их при применяли в кроссовых "Иж-К15" и "многодневных "Иж-М15"). От обычных "Планет подойдёт лишь коробка передач да цепь, а от последних тульских мотоциклов можно использовать детали передней вилки. Непросто достать и оригинальную резину "передка" - 3.00-19". Родной генератор и система зажигания достаточно надёжны, а если возникает необходимость, можно их легко заменить на электронику от "Восходов".

ПРИЗНАКИ СВОЕОБРАЗИЯ
       Не надо особенно опасаться приобретать "Иж-ПС" и Jawa-350/634 первых партий: их технические характеристики и качество исполнения были выше, чем у последующих. Признаки ранних "спортов" - система раздельной смазки, карбюратор Mikuni, японская оптика, прямой глушитель, подвеска мотора на резиновых подушках. Первые Jawa-350/634 отличите по вишнёвому цвету окраски, в фаре спидомет. У самых-самых ранних "Яв" могут встретится чуть скошенные вперёд рёбра головки цилиндров, пресс-масленка в картере для смазки кривошипа, отсутствие "автомата выжима сцепления" и : обратный порядок включения передач.

Редакция благодарит Вадима ТРОСТЯНСКОГО и Виктора ВОЛКОВА (оба из г. Малоярославец) за предоставленные мотоциклы.

Статью прислал: КриК /Никита/









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua