Как выжить мотоциклисту

Размышления о причинах некоторых аварий

 

Размышления о причинах некоторых аварий

Допускаю, что такой заголовок к заметкам о безопасности движения звучит несколько неожиданно. Кто-нибудь, возможно, и упрекнет: «Ну зачем же так устрашающе! Неужели нельзя найти какие-то иные слова?» Разумеется, можно. Но давайте называть вещи своими именами: столкновение мотоцикла с автомобилем всегда чрезвычайно опасно, а для мотоциклиста — зачастую смертельно! Водителю автомобиля еще можно надеяться на счастливый исход при аварии, ибо конструкторы сделали за последнее время немало, чтобы защитить и его, и пассажиров от тяжелых травм. Целый ряд средств так называемой пассивной безопасности в современных автомобилях в нужный момент срабатывают даже помимо воли водителя. Скажем, ремни безопасности, мягкая обивка панелей, небьющиеся стекла и т. п. У мотоциклиста ничего этого нет. Разве что защитный шлем да тусклый свет фары, которыми многие, увы, пренебрегают.

Когда в протокол о дорожном происшествии водитель автомобиля вписывает свое объяснение случившегося, слова «не видел или не заметил мотоцикл» встречаются довольно часто. Конечно, скидок на это никто не делает. Должен был видеть — и все тут. Но давайте не торопиться с обвинениями в невнимательности или халатности, хотя и такое, к сожалению, встречается. Попробуем разобраться вместе, отчего же не всегда получается «увидеть».

Мотоцикл мчится по шоссе. Скорости у двухколесных машин сейчас приличные — километров до 100—130. Надо сказать, что любые препятствия мотоциклисту заметить легче. Во всяком случае, обзорность у него куда лучше, чем у водителя автомобиля. Чуть повернул голову — и все как на ладони. А из салона или кабины автомобиля часть разворачивающейся вокруг панорамы всегда скрадывается: грязь на стеклах, стойки и крыша кузова, нередко отсутствие боковых зеркал или их неправильная установка — все это существенно ограничивает поле зрения водителя. В результате неизбежно возникают, как говорят, слепые зоны, и мотоциклу оказаться в них проще простого. Отсюда следует первый и очень важный для мотоциклиста вывод: в свои действия надо вносить поправку на то, что автомобилист по объективным причинам контролирует ситуацию вокруг хуже.

На серой ленте дороги или на фоне придорожного пейзажа автомобили ярких цветов бросаются в глаза сразу, а вот машины темных, серых тонов, да еще в плохую погоду, воспринимаются намного хуже. Что уж говорить про мотоциклы, которые на шоссе порой просто сливаются с фоном и своевременно их заметить очень трудно. Если учесть, что при современных скоростях движения на оценку обстановки у водителя остаются нередко даже не секунды, а их десятые доли, то легко представить, какую опасность таит «замаскировавшийся», слившийся с дорогой мотоциклист.

К сожалению, многие из них, особенно молодые, об этом не всегда помнят. По причинам, вероятно, чисто психологического свойства: они-то видят автомобиль отчетливо и полагают, что его водитель находится в таком же положении. А это далеко не так. Статистика свидетельствует, что очень многие столкновения мотоциклистов с машинами на перекрестках дорог, при обгонах, поворотах и других маневрах происходят вовсе не потому, что водители автомобилей не усвоили соответствующих положений Правил, а только из-за того, что они слишком поздно замечали мотоциклиста.

Безусловно, давно пора принять меры, чтобы сделать мотоцикл и его водителя ярче, заметнее на дороге. Почему мотоциклисты ездят в основном в черных и коричневых куртках из кожзаменителя, что совершенно не отвечает требованиям безопасности движения. Посмотрите, как одеты, например, дорожники, рабочие по уборке улиц — в яркие оранжевые жилеты, которые прекрасно видны на проезжей части. Но ведь слившийся с окружающим пейзажем мотоциклист в десятки раз опаснее, так как двигается на большой скорости. Пока на помощь не пришла наша легкая промышленность, может стоит самим сшить яркие легкие куртки и надевать их поверх темного мотоциклетного костюма. Даже просто белые защитные шлемы, которыми сейчас так часто пренебрегают, и то хорошо помогают. Проведите несложный эксперимент и вы увидите, что в одних и тех же условиях мотоциклист в шлеме заметен на расстоянии почти в два раза большем, чем тогда, когда он без шлема. Цвет самого мотоцикла особой роли здесь не играет: слишком уж мало у него открытых металлических поверхностей. Значит, повторяем, вся надежда на яркую экипировку водителя.

Надо помнить и о том, что водители в пути вообще больше привыкли ориентироваться на автомобили. Во-первых, потому что их гораздо больше в транспортном потоке — где-то от 90 до 95 %. Во-вторых, чего греха таить, и потому что мотоцикл, как им кажется, реальной угрозы не представляет. Поэтому события часто развиваются так: шофер перед перекрестком глянул вправо — никого не заметил, посмотрел в другую сторону и выехал на шоссе... Вот тут-то он только и видит мчащегося справа наперерез мотоциклиста, на которого, как потом выясняется, просто не обратил внимания. Но время уже безнадежно упущено! Сколько трагедий на дорогах разыгралось при таких обстоятельствах — для мотоциклистов это почти всегда смерть... Учитывая, что глаз водителя определенным образом «настроен» прежде всего на габариты автомобилей, мотоциклисту перед перекрестком лучше подтянуться к идущим впереди машинам, чтобы миновать опасный участок вместе с ними.

Или возьмем такой распространенный маневр, как обгон. Уже из сказанного, мы думаем, ясно, что мотоциклисту надо выходить на обгон заранее. Больше шансов, что водитель автомобиля заметит его вовремя, а у самого мотоциклиста больше уверенности в том, что не произойдет обратное. К сожалению, мотоциклисты часто обгоняют иначе. Подтянутся к грузовику почти вплотную и выжидают благоприятный момент. Все правильно, вроде бы, но... За автомобилем— слепая зона! И повиснув, как говорят, на хвосте, мотоциклист совершает серьезную ошибку. Дело в том, что при обгоне водитель автомобиля может его не увидеть и, скажем, при объезде препятствия или выбоины на проезжей части возьмет влево — столкновение почти неизбежно.

Еще одна опасная ошибка — начинать обгон вслед за автомобилем, тем более грузовым. Дело в том, что обгоняемый водитель, сосредоточив внимание на приближающемся грузовике, за его внушительной «фигурой» мотоциклиста обычно не замечает. Ему кажется, что позади больше никого нет, и, пропустив обгоняющий автомобиль, уверенный в полной безопасности, он тоже начинает маневр — обгон или поворот... Даже если в последний момент он заметит опасность, ничто, как правило, уже не поможет, так как оба водителя не готовы к такому повороту событий. Мы не оправдываем, разумеется, и водителя автомобиля — не о нем сейчас речь,— хотим лишь, чтобы мотоциклисты такие ситуации предвидели и не начинали обгон до тех пор, пока не убедятся, что их хорошо видят партнеры по движению.

Сказанным, разумеется, не исчерпаны многочисленные опасные ситуации, в результате которых мотоциклисты становятся жертвами аварий. Такая цель здесь и не ставилась. Сделана лишь попытка напомнить всем, кто за рулем, и в первую очередь, конечно, мотоциклистам, о наиболее распространенных причинах дорожных происшествий с их участием. Помня о них, каждый водитель двухколесной машины способен избежать большинство опасных ситуаций, которые подстерегают его на дороге. Если, конечно, не будет полагаться при этом лишь на счастливую случайность.

Г. ЗИНГЕР

 


1991N04P31









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua