Долговечность двигателя Днепра

Как продлить срок службы двигателя, стоящего на «Днепре»

 

Все мотоциклисты хотят, чтобы главная часть машины — двигатель всегда работала исправно и как можно дольше не требовала ремонта. Многие, однако, забывают, что долговечность его зависит не только от конструкции и технологии изготовления, но и от умения грамотно обслуживать мотор в связи с условиями эксплуатации, а это уже дело самого владельца мотоцикла. В особенности, когда речь идет о тяжелых машинах с колясками, поступающих главным образом труженикам села.

Срок службы двигателя, стоящего на «Днепре», в основном определяется износостойкостью стенок цилиндров, поршневых колец и канавок для них в поршне. Эти детали наиболее подвержены действию абразива, который попадает в двигатель в виде пыли, содержащейся в воздухе, топливе и масле. Некоторые исследования показывают, что 1 г пыли в цилиндре снимает с поверхности трущихся деталей приблизительно 1 г металла! Поэтому надо принять все возможные меры, чтобы не допустить попадания не очищенного фильтром воздуха в цилиндры двигателя.

 

Крепление воздушного фильтра

Крепление воздушного фильтра: 1 — войлочная прокладка; 2 — корпус фильтра; 3 — прижимная планка; 4 — стопорная шайба; 5 — пружинная шайба; 6 — винт; 7 — горловина коробки передач.

Крепление воздушного фильтра: 1 — войлочная прокладка; 2 — корпус фильтра; 3 — прижимная планка; 4 — стопорная шайба; 5 — пружинная шайба; 6 — винт; 7 — горловина коробки передач.

 

Чаще всего он проникает через уплотнения впускного тракта в местах установки воздушного фильтра и резиновых муфт воздуховодов. Надо осмотреть эти места и, если обнаружатся неплотности, устранить их. При эксплуатации мотоцикла в сельской местности, когда приходится ездить по песчаным и пыльным дорогам, соединения воздуховодов с карбюраторами желательно обмотать изоляционной лентой.

При езде по булыжнику и проселочным дорогам из-за тряски может нарушиться крепление воздушного фильтра, и тогда станет подсасываться неочищенный воздух. Чтобы предотвратить подсос, рекомендуем закрепить фильтр, как показано на рисунке. Специальные прижимные планки с пазами, расположенными по винтовой линии, обеспечивают надежное и герметичное соединение фильтра с картером коробки передач в любых условиях. Планки и шайбы 4 изготовляют из листовой стали (например, Ст. 10) толщиной 2—2,5 мм. Насечку наносят при помощи напильника.

Установив фильтр, планки и шайбы, затягивают крепежный винт 6 предварительно, с небольшим усилием. Затем легкими ударами молотка по боковым сторонам планок перемещают их по часовой стрелке, пока фильтр не будет плотно прижат, после чего окончательно затягивают винты. Рифления на планке и шайбе будут удерживать их от проворачивання.

Если в летнее время при пуске двигателя не приходится пользоваться корректором (воздушной заслонкой), паз во всасывающем патрубке левого цилиндра, где размещена ручка корректора, желательно обмотать изоляционной лентой.

Советуем постоянно следить за пробкой-щупом маслозаливного отверстия, которая должна быть плотно завернута, чтобы пыльный воздух не подсасывался в картер двигателя. Для полной гарантии можно установить дополнительно к имеющейся алюминиевой прокладку из маслобензостойкой резины или паронита.

Бывает, что крышка карбюратора неплотно прилегает к корпусу, и через образующуюся щель проникает неочищенный воздух, способствующий износу дросселя карбюратора и деталей цилиндро-поршневой группы. Уплотнить это место удается герметизирующей пастой или пластилином.

Теперь, когда все возможные пути проникновения воздуха в двигатель мимо фильтра закрыты, абразивный износ деталей сведен к минимуму. Разумеется, конечно, что сам фильтр находится в полном порядке, а в ванне — 100—150 см3 чистого масла.

При езде по дорогам с твердым покрытием сменять масло и промывать фильтр надо через 2000— 2500 километров, а при движении по грунтовым и песчаным дорогам — через 500 километров.

Очень большое влияние на долговечность двигателя оказывает тепловой режим его работы. Нельзя нагружать холодный мотор и сообщать высокие обороты коленчатому валу, потому что слишком вязкое еще масло недостаточно хорошо смазывает трущиеся пары.

Не менее, даже более опасен перегрев двигателя — из-за чрезмерного объемного расширения металла нарушаются требуемые зазоры (натяги) в соединениях деталей, масло теряет смазывающие свойства, в результате чего идет интенсивный износ металла, возникают заклинивания, приводящие в конце концов к поломке деталей. В первую очередь страдают поршневые кольца и верхняя канавка в поршне. Находящееся в ней кольцо ломается, и, если не происходит заклинивания, оплавляется, а затем прогорает днище поршня.

Признаком перегрева являются слишком большой шум от двигателя, стуки, потеря мощности и продолжающаяся работа двигателя после выключения зажигания. При появлении любого из этих признаков сразу надо проверить угол опережения зажигания, который должен быть в пределах 32— 36° до ВМТ. Заводские исследования показывают, что, когда опережение зажигания превышает 45°, через 5—10 минут работы двигателя прогорает днище поршня.

Если с зажиганием все в порядке, следует тщательно проверить регулировку карбюраторов. Рабочая смесь не должна быть слишком бедной или слишком богатой, а карбюраторам полагается быть настроенными так, чтобы цилиндры работали синхронно.

О качестве смеси можно судить по цвету изолятора и центрального электрода свечи, которые должны иметь коричневый цвет. Черный нагар указывает на слишком богатую смесь, а белый или светло-серый оттенок — на слишком бедную.

Таковы основные рекомендации. Выполнение их, равно как и требований инструкции по эксплуатации мотоцикла, поможет обеспечить расчетный срок службы двигателя у «Днепра».

Ф. ШИПОТА, инженер
г. Киев



1981N03P30









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua