12 вольтовое электрооборудование

Чем вызвано введение 12-вольтовой системы

 

В 1975 году киевский и ирбитский мотоциклетные заводы начали выпускать модернизированные машины Днепр МТ10 и Урал М—67 с 12-вольтовой системой электрооборудования. Она пришла на смену применявшейся много лет 6-вольтовой, достаточно хорошо знакомой мотолюбителям. Естественно поэтому появление в редакционной почте вопросов о новых приборах и агрегатах, которые устанавливаются ныне на тяжелых мотоциклах. По нашей просьбе на некоторые из них отвечает начальник сектора электрооборудования киевского мотоциклетного завода В. Е. НЕУМЫВАКО.

Чем вызвано введение 12-вольтовой системы электрооборудования на мотоциклах Днепр и Урал?

Вступление в силу нового стандарта (ГОСТ 3940—71) на автотракторное электрооборудование, учитывающего современные требования по надежности и безопасности транспортных средств, поставило перед конструкторами тяжелых мотоциклов новые задачи. Следовало, в частности, существенно увеличить световой поток фары, улучшить различимость сигнальных и габаритных фонарей, поднять мощность звукового сигнала и т. д. Этого можно было достичь только повышением номинального напряжения системы электрооборудования, поскольку общая мощность всех потребителей тока возрастает почти вдвое! Переход на 12-вольтовую систему обеспечивает также усиление искрового разряда в свече, что положительно сказывается на пусковых характеристиках двигателя, особенно в неблагоприятных для этого условиях. Отметим, что ток, протекающий через контакты прерывателя, остается практически прежним (около 5 а).

Каковы особенности конструкции и взаимосвязей аккумуляторов, генератора и реле?

Ныне на тяжелых мотоциклах установлены две последовательно соединенные батареи ЗМТ-6. Они обеспечивают бортовое напряжение 12 в. Если одна выходит из строя, ее немедленно следует заменить исправной. В противном случае неизбежен выход из строя второй батареи, генератора переменного тока и реле-регулятора.

Напомним, что проверка плотности электролита дает возможность определить степень заряженности аккумулятора, а стало быть, судить о его состоянии и пригодности к эксплуатации. Особенно внимательным к этому надо быть зимой, ибо разряженная батарея может замерзнуть. Эксплуатация ее допускается в зимнее время при разряде не более 25%, в летнее — не более 50%.

Несколько слов о новом генераторе Г424 переменного тока с принудительным возбуждением. Это синхронная трехфазная электромашина с вмонтированным неразборным силовым выпрямителем на кремниевых диодах (см. За рулем, 1975, № 1), рассчитанная на длительную эксплуатацию при условии максимальной нагрузки суммарной мощностью не более 160 вт. Генератор может отдавать кратковременно мощность до 200 вт.

Следует иметь в виду, что долговечность аккумуляторной батареи и генератора зависит от исправной работы реле-регулятора РР-330 и выпрямительных диодов в генераторе. Замена реле-регулятора РР-330 каким-либо другим недопустима. Отличие его от применяемого на тяжелых мотоциклах с 6-вольтовой электросистемой реле-ре-гулятора РР-302 состоит в отсутствии реле обратного тока, вместо которого использовано реле контрольной лампы.

Генератор не должен работать без подключения нагрузки (аккумуляторов, фары и т. д.), особенно в режиме максимальных оборотов двигателя, так как это неизбежно приведет к пробою выпрямительных диодов. Поэтому необходимо внимательно следить за сохранностью проводов, подключенных к генератору (недопустим и плохой контакт в клеммниках), а также плотностью электролита в аккумуляторных батареях.

Если при работе двигателя на средних оборотах не гаснет красная лампочка генератора, то можно применить следующую методику, чтобы проверить его работу. Пустить двигатель, включить дальний свет, а затем вынуть предохранительную вставку в цепи аккумулятора (на блоке предохранителей к вставке подходит голубой провод). Если генератор и цепи его возбуждения исправны, двигатель продолжает работать, а свечение лампы в фаре изменяется несущественно. В этом случае горение контрольной лампочки свидетельствует о неисправности реле-регулятора, который следует заменить.

Ни в коем случае нельзя проверять работоспособность генератора Г424 замыканием на корпус клеммы, обозначенной знаком "+", так как в этом случае может сгореть встроенный выпря-

митель. Такие же последствия может вызвать ошибочное подсоединение аккумуляторной батареи, когда ее положительный вывод окажется подключенным к корпусу мотоцикла.

Тяжелые мотоциклы комплектуются теперь свечами А8У. Что делать, если их нет под рукой?

Чтобы доехать до ближайшей станции технического обслуживания, допустима установка свечей АНН (А7.5УС), применяемых на Запорожце 965 и Москвиче—408.

Чем можно заменить катушку зажигания?

Двухвыводной катушке Б204, разработанной специально для тяжелых мотоциклов с 12-вольтовой электросистемой и автоматом опережения зажигания, равноценной замены нет. Ее конструктивная особенность в том, что для защиты от пробоя предусмотрены два симметрично расположенных искровых разрядника. Пробойный промежуток (расстояние между электродами разрядника) должен находиться в пределах 8—9 мм. Увеличение его способно привести к пробою изоляции катушки, когда отключена одна из свечей (во время регулировки или в процессе эксплуатации). Уменьшение этого промежутка может стать причиной перебоев в работе двигателя.

Чем различаются новый и старый прерыватели на мотоциклах «Днепр»?

Примененный ныне на «Днепре» МТ10 прерыватель ПМ-302 в отличие от ПМ-05 оснащен центробежным автоматом, устанавливающим оптимальный угол опережения зажигания (у ПМ-05 установка угла — ручная), и не имеет распределителя тока высокого напряжения. Несмотря на то, что ПМ-05 и ПМ-302 монтируются на двигателе в одном и том же месте, они невзаимозаменяемы, так как имеют разные присоединительные размеры. Каждый рассчитан на работу только с распределительным валом соответствующей ему модификации (для ПМ-302 устанавливается вал 650 01401).

Редко, но встречаются случаи пробоя конденсатора, установленного на прерывателе. Чем заменить эту деталь?

Временно можно установить обычный радиотехнический конденсатор емкостью 0,17—0,25 мкф с пробивным напряжением не менее 400 в. Длительная эксплуатация с ним нежелательна.

Оценивая преимущество 12-вольтовой системы электрооборудования, многие читатели спрашивают, можно ли на мотоциклах типа К—750М, «Днепр» К—650 и МТ9 установить новую электросистему.

Такую операцию в домашних условиях мы рекомендовать не можем, поскольку это связано с заменой столь ответственных узлов, как картер двигателя, распределительный вал, прерыватель, катушка зажигания, генератор, реле-регулятор и т. д.

В заключение хочу отметить, что новая система электрооборудования действует достаточно надежно и эффективно, если выполнять, как минимум, те работы по обслуживанию, которые приведены в инструкции.

 


1977N02P36









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua