Дисковые тормоза на мотоциклах

Однодисковые и двухдисковые тормоза

 

«Я много раз читал о дисковых тормозах автомобилей. А применяются ли подобные конструкции на мотоциклах? На каких именно?» Этот вопрос задал нам читатель В. Бахрудоев. Ответить мы попросили инженера Б. НЕФЕДОВА.

У современных мотоциклов с увеличением мощности двигателей, улучшением их динамических качеств и ростом максимальных скоростей все большая ответственность ложится на тормоза. От эффективности их действия во многом зависит, как быстро сможет остановить мотоциклист мчащуюся тяжелую машину. удастся ли ему обеспечить безопасность движения Традиционные барабанные тормоза, которыми в недалеком прошлом оснащались почти все мотоциклы, уже не всегда отвечают нынешним требованиям.

Сейчас в связи с ростом интенсивности движения усложнилась обстановка на дорогах, тормозить приходится чаще, а при повторном действии барабанные тормоза быстро нагреваются и начинают при этом терять эффективность. Дисковый тормоз свободен от такого недостатка — охлаждаемая воздухом поверхность у него больше, он лучше рассеивает тепло и поэтому меньше нагревается при частых остановках и притормаживаниях. Вот почему в последнее время расширяется применение дисковых тормозов на мотоциклах, главным образом на тяжелых и мощных. Сейчас их применяют 14 фирм, в частности «Бенелли», БМВ, «Дукати», «Харлей-Дэвидсон», «Хонда».

 

Рис. 1. Устройство однодискового переднего тормоза

Рис. 1. Устройство однодискового переднего тормоза: 1 — тормозной рычаг; 2 — главный тормозной цилиндр; 3 — поршень; 4 — манжета; 5 — бачок с тормозной жидкостью; 6 — гибкий шланг; 7 — тормозной трубопровод; 8 — тормозные накладки; 9 — скоба; 10 — болт; 11 — штуцер для прокачки; 12 — рабочий поршень; 13 — опорный кронштейн скобы; 14 — диск; 15 — болты крепления диска к ступице.

 

Дисковые тормоза можно 'монтировать на обоих колесах, но во многих случаях на заднем колесе пока еще сохраняют более дешевый, барабанный. Дисковый тормоз, как правило, имеет гидропривод, который работает следующим образом. Когда мотоциклист нажимает на тормозной рычаг 1 (рис. 1). смонтированный у правой рукоятки руля, то выступ рычага нажимает на поршень 3 главного тормозного цилиндра 2. При этом поршень перемещается влево и перекрывает своей манжетой питающее отверстие, через которое тормозная жидкость поступает из резервуара в рабочую полость главного тормозного цилиндра. По гибкому шлангу 6 и трубопроводу 7 тормозная жидкость под давлением подается в цилиндрическую полость скобы 9. Находящийся там поршень 12, соединенный с одной из тормозных накладок 8, под действием давления перемещается влево в направлении к диску 14, жестко закрепленному на ступице колеса. Тормозная накладка 8 прижимается к торцевой поверхности диска. Одновременно под действием давления жидкости на внутреннюю стенку полости скоба 9 тормоза, которая может передвигаться относительно болтов 10 смещается вправо. Таким образом другая накладка 8 оказывается прижатой к диску 14. Эти же болты 10 соединяют скобу 9 с опорным кронштейном 13, который, в свою очередь, жестко прикреплен болтами к перу передней вилки.

 

Рис. 2. Двухдисковый тормоз на переднем колесе.

Рис. 2. Двухдисковый тормоз на переднем колесе.

 

Применяется также конструкция не с «плавающей» скобой, как показано на рисунке, а с шарнирным соединением скобы и вилки. Есть различие и в устройстве самих дисков. Например, довольно часто ставят два тормозных диска (рис. 2). расположенных симметрично центральной плоскости вращения колеса. Дело в том. что проекция тормозного диска, закрепленного на ступице колеса сбоку, смещена по отношению к центру пятна контакта шины с дорогой, и при торможении возникает момент с плечом действия, равным величине этого смещения. В результате колесо стремится вывернуться в сторону, и происходит деформация вилки, причем тем сильнее, чем интенсивнее торможение-поэтому мотоциклист должен очень крепко держать руль. Два симметричных тормозных диска исключают эту неприятность. Встречаются конструкции, где для лучшего охлаждения в дисках сделаны отверстия, обеспечивающие циркуляцию воздуха.



1977N01P19









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua