Как установить опережение зажигания

Искра в ваших руках

 

Нет, наверное, мотоциклиста, которому не испортило бы настроение падение мощности двигателя. «Ну как не расстраиваться, — говорит он, — если совсем недавно стоило дать газ, как мой ИЖ («Восход», М-106 и т. п.) срывался с места и брал подъем на третьей передаче, а теперь — будто сонный, не слушается «ручки» и на тот же подъем влезает только на второй. Да еще на холостых оборотах мотор перегревается, иногда стучит. В общем, машина стала не та. Делал ли ремонт? Да, поставил новый генератор, свет теперь отличный. Проверить опережение зажигания? Зачем? Прерыватель-то новый».

Бывалый мотоциклист по этому рассказу сразу узнает новичка и точно назовет причину неисправности — неправильно установленный момент зажигания. Почему же допущена ошибка? Вероятно, не все представляют себе, как влияет опережение зажигания на работу двигателя и от чего оно зависит. Многие, особенно начинающие мотолюбители, кроме того, испытывают затруднения и неуверенность при регулировке опережения зажигания, прибегают порой к сложным или слишком

примитивным приспособлениям, одинаково неудобным в обращении. Между тем существуют проверенные практикой надежные методы и приспособления. С ними мы и хотим познакомить малоопытных мотоциклистов.

При рабочем ходе наибольшую силу, передаваемую через поршень на коленчатый вал, можно получить, если давление газов достигнет наибольшего значения, когда поршень находится в верхней мертвой точке (В.М.Т.) или чуть перейдет ее. Поскольку на сгорание смеси уходит некоторое время, поджигать ее — подавать искру в цилиндр — необходимо заблаговременно, до подхода поршня к В.М.Т. Расстояние (в мм) или угол поворота коленчатого вала (в градусах), которые отделяют поршень от В.М.Т. в момент возникновения искры в цилиндре, называется опережением зажигания. Его величина зависит от типа двигателя, оборотов коленчатого вала, сорта топлива и т. п., определяется на стенде и указывается в инструкции к мотоциклу.

Если опережение установить большим (раннее зажигание), то часть силы давления газов на поршень будет затрачена на его торможение при подходе к В.М.Т., а если оно будет меньше (позднее зажигание), сила уменьшится из-за неполного сгорания смеси. Результат в обоих случаях одинаков — снижается мощность двигателя. Таким образом, для установки опережения зажигания требуется, во-первых, точно измерить положение поршня относительно В.М.Т., а во-вторых, обнаружить момент образования искры в цилиндре.

 

Рис. 1. Приспособление со стержнем для определения положения поршня

Рис. 1. Приспособление со стержнем для определения положения поршня: 1 — стержень; 2 — корпус; 3 — штрихи на стержне.

 

При определении положения поршня в цилиндре пользуются разными приспособлениями. Они состоят обычно из двух основных частей — корпуса (втулки), который ввертывают в головку цилиндра вместо свечи, и измерительного элемента — стержня' с делениями (рис. 1), линейки, стрелочного индикатора (рис. 2) или же микрометрического приспособления (рис. 3). В качестве втулки для приспособления первого типа (см. рис. 1) часто используют корпус свечи, закрепляя в нем отрезок трубки или гильзы охотничьего патрона. Делительные штрихи наносят на трубке или на стержне.

 

Рис. 2. Индикаторное приспособление: 1 — индикатор: 2 — корпус; 3 — удлинитель измерительного стержня

Рис. 2. Индикаторное приспособление: 1 — индикатор: 2 — корпус; 3 — удлинитель измерительного стержня.

 

В приспособлении, показанном на рис. 3, применен принцип микрометра (микрометрический винт), позволяющий измерять десятые или сотые доли миллиметра. Во втулке и на винте нарезана резьба шагом 0,5 или 1 мм. Каждому обороту винта соответствует перемещение его в корпусе соответственно на 0,5 или 1 мм. Деления на барабане (в зависимости от количества) показывают доли миллиметра.

 

Рис. 3. Микрометрическое приспособление: 1 — стержень; 2 — корпус; 3 — барабан; 4 — фиксирующий винт; 5 — делительные штрихи; 6 —вспомогательные штрихи

Рис. 3. Микрометрическое приспособление: 1 — стержень; 2 — корпус; 3 — барабан; 4 — фиксирующий винт; 5 — делительные штрихи; 6 —вспомогательные штрихи.

 

Приспособление ввертывают в головку и освобождают винтом стержень. Подводят поршень в В.М.Т. (стержень больше не поднимается) и завертывают винт. Затем опускают поршень на 5— 10 мм и, вращая барабан, опускают стержень на величину опережения зажигания, указанную в инструкции. Подводят поршень до упора в стержень, после чего регулируют момент разрыва контактов прерывателя, то есть момент образования искры в цилиндре. Порядок этой операции подробно изложен в инструкции. Отметим, что момент разрыва контактов наиболее просто и достаточно точно определяется при помощи контрольной лампочки. Ее подсоединяют одним концом к клемме подвижного контакта (молоточка) прерывателя, другим — к массе. При включенном зажигании лампа загорается в момент разрыва контактов, потому что присоединена параллельно им. Если нет лампочки, этот момент можно определить при помощи папиросной бумаги, вложенной между замкнутыми контактами. Как только они начинают расходиться, бумага освобождается.

После регулировки и окончательной затяжки винтов обязательно проверяют опережение, поднимая поршень. Это исключит ошибки, вызываемые деформацией основания прерывателя и люфтами кривошипно-шатунного механизма. Хочется напомнить, что любая точнейшая регулировка зажигания бесполезна, если цапфа коленчатого вала, несущая кулачок, имеет радиальное биение вследствие износа коренных подшипников. Из-за этого контакты станут размыкаться беспорядочно, двигатель будет работать неравномерно и даже появятся рывки в трансмиссии.

Б. СИНИЙ

 


1973N12P20









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua