Увеличение срока службы цепной передачи

Как лучше сохранить цепь


Почти у всех современных мотоциклов крутящий момент от двигателя на заднее колесо передает цепь. Популярная некогда карданная передача из-за сложности, большого веса и дорогостоящего производства сохраняется ныне только на тяжелых мотоциклах с противолежащими цилиндрами двигателя- Там она удобно компонуется, благодаря тому что коленчатый вал лежит в продольной плоскости машины, как и кардан, что обеспечивает удобную их связь.

Есть у цепи один существенный недостаток — по долговечности она намного уступает карданной передаче, а внимания требует больше. Особенно сильно цепь изнашивается на мотоциклах, где она не защищена от грязи, воды и пыли. В этом убедились многие владельцы «ИЖ—Планеты-спорт», на которой по объективным причинам, как и у ряда других машин, цепная главная передача выполнена открытой.

Многочисленные исследования, проведенные различными фирмами, показали, что, если мотоцикл предназначен не только для автострад, цепная передача на нем должна быть заключена в кожух. Таковы все дорожные ИЖи и «ковровцы» последних десятилетий, новые модели минского завода, многие-зарубежные машины. Однако нельзя забывать, что цепь надежно служит, пока цел кожух. Если на покрытую смазкой цепь попадает пыль, то она изнашивается столь же быстро, как совершенно открытая и ничем не смазанная, а иной раз и быстрее. Это подтвердил в недалеком прошлом печальный опыт многих владельцев новых мотоциклов Ява 634 первых выпусков. Конструкция его защитных кожухов, которые представляют собой замкнутое кольцо, заполненное смазкой, великолепна. Цепь нигде не выходит в открытые или полуоткрытые полости — здесь не к чему придраться. Но... резиновые кожухи довольно часто разрывались, даже в период обкатки. Не станем анализировать причины — завод-изготовитель их устранил в прошлом году, и сейчас жалоб практически нет. Роль кожухов существенна: на нашем мотоцикле, прошедшем к настоящему времени свыше 26000 километров, цепь вытянулась необычайно мало — мы сдвинули ось колеса назад пока всего на 6—7 мм! А мотоцикл эксплуатировался и проверялся в труднейших условиях вместе с мотоциклом ИЖ Планета-спорт. В то же время те, кто ездил на новых мотоциклах Ява с порванными чехлами, жалуются на очень быстрый износ передачи. И понятно: недаром многие опытные мотолюбители, владельцы ИЖ—49, на которых чехлов нет, считают, что если цепь специально не «варить» в графитной смазке, то лучше уж поставить на мотоцикл совершенно сухую, ничем ее не смазывая снаружи. И такая блестящая цепь служит лучше «смазанной», покрывшейся жирной грязью. Однако классические, описанные во многих книгах методы «проварки» цепи в графитной смазке довольно хлопотны, и нам еще не встречались люди, которым это занятие нравилось бы. Поэтому его под разными предлогами избегают и... мажут снаружи!

Когда в группе мотолюбителей начинается разговор о вытягивании цепи, некоторые понимают это буквально. Так себе и представляют: под действием нагрузки каждое звено ее растягивается, и в итоге удлиняется вся цепь. Успокоим таких товарищей: нагрузки здесь рассчитать совсем несложно, и конструкторы с этим легко справляются. Ни на одном мотоцикле растяжения звеньев с остаточной их деформацией не происходит, — если бы это допускалось, цепи рвались бы при первых выездах. Кроме того, при такой картине удлинения никакой разницы не было бы между закрытой и открытой конструкциями, а она, как мы уже говорили, довольно значительна.

 

 

Рис. 1. Удлинение цепи происходит из-за износа ее сочленений

Рис. 1. Удлинение цепи происходит из-за износа ее сочленений.

 

Итак, удлинение цепи объясняется износом ее сочленений (примерно так, как это показано на рис. 1).

Другой фактор, существенно сказывающийся на долговечности цепи, — ее натяжение. Главное требование состоит в том, чтобы чрезмерным натяжением не перегрузить подшипники звездочек. Вспомним: поскольку ось вращения ведущей звездочки не совпадает с осью качания задней маятниковой вилки, натяжение цепи меняется в зависимости от положения вилки; нажмите на заднюю часть мотоцикла — и вы в этом убедитесь. В то же время, если вы, подняв мотоцикл на центральную подставку, станете вращать заднее колесо, контролируя натяжение цепи, то заметите, что в некоторых положениях она натянута сильнее, а в других слабее. Это объясняется как неравномерным износом звеньев, так и возможным биением обеих звездочек.

Поэтому, регулируя цепь, сначала находим, вращая колесо, положение наибольшего натяжения и только тогда отодвигаем на нужную величину заднее колесо. На ЯВЕ, например, она не должна полностью натягиваться даже при предельно сжатых задних амортизаторах, а на мотоцикле Планета-спорт — при вывешенном колесе (схематически это показано на рис. 2).

 

Рис. 2. Цепь максимально натягивается при ходе колеса вверх (а, Ява) или вниз (б, «ИЖ — Планета-спорт»)

Рис. 2. Цепь максимально натягивается при ходе колеса вверх (а, Ява) или вниз (б, «ИЖ — Планета-спорт»).

 

Случается, цепь изношена настолько неравномерно, что добиться какой-то «золотой середины» при ее регулировке не удается: то она перетянута, то ослаблена настолько, что перескакивает через зубья звездочек. Здесь замена ее новой неизбежна, причем нередко сопряжена с заменой звездочек, так как и они могут оказаться непригодными для дальнейшей эксплуатации. Если они изношены подобно тому, как показано на рис. 3, замените их немедленно. Зубья такой формы стремятся вытолкнуть ролики цепи на вершины и во время движения очень сильно ее натягивают. В результате быстро изнашивается любая, в том числе и новая цепь, а также подшипники звездочек.

 

Рис. 3. Характерный износ зубьев звездочки, непригодной для дальнейшей эксплуатации

Рис. 3. Характерный износ зубьев звездочки, непригодной для дальнейшей эксплуатации.

 

Сейчас, в связи с введением ограничения скорости движения мотоциклов по дорогам до 70 км/час, некоторые владельцы скоростных машин — «ИЖ — Планета-3», «ИЖ — Юпитер-3», Ява — уменьшают мощность моторов снижением степени сжатия. Это удлиняет срок их службы и дает возможность использовать более дешевые марки бензина и масел. Но, чтобы при этом не ухудшился разгон, ведущую звездочку задней передачи следует уменьшить на один-два зуба в зависимости от условий эксплуатации мотоцикла. Однако учтите: число зубьев звездочки не должно быть кратным числу звеньев цепи, иначе передача износится очень быстро и неравномерно. И вот почему. Положим, цепь имеет 120 звеньев, звездочка — 20 зубьев, и при контакте зуба № 1 со звеном № 1 цепь натянута сильнее всего. Тогда при каждом цикле работы передачи это сочетание будет повторяться: на каждые шесть (120 : 20) оборотов звездочки — один рывок. Если к тому же на определенной скорости в колебаниях цепи возникнет резонанс, из-за чего она начнет сильно раскачиваться, — резкий и неравномерный износ неизбежен. Но заменим звездочку меньшей — с 19 зубьями. Несложно подсчитать, что в этом случае сочетание зуба № 1 со звеном № 1 будет повторяться лишь один раз за 19 оборотов цепи! Ведь это произойдет при условии, что отношение 120:19Xn станет целым числом, причем п — целое число оборотов цепи. Это условие и соблюдается при n = 19, 38, 57 и т. д. Условия работы цепи наиболее благоприятны, если числа зубьев звездочек также не будут кратными между собой, иначе периодически может происходить суммирование нагрузки в цепи, например из-за биения той и другой звездочек. Причем главную роль в этом смысле играет малая, ведущая звездочка, и ее состоянию следует уделять основное внимание.

Соблюдение всех указанных условий в сочетании с эластичными кожухами цепи и исправными упругими резиновыми гасителями колебаний, находящимися в заднем колесе, способствует увеличению срока службы цепной передачи.

Э. КОНОП, инженер


 

1976N04P34-35









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua