Как подготовить мотоцикл к сезону

Как подготовишь — так поедешь

 

Долгожданная для мотоциклиста пора наконец наступила. Подсохли дороги, удлинился день, даже ветры подобрели и не так продувают куртки. И все-таки многим из тех, кто оставил машину осенью под навесом или под открытым небом и только теперь встретился с ней снова, первые поездки доставляют больше огорчений, чем радости, — нет привычной для машины резвости, мощи, устойчивости. Необходимость как следует проверить ее, отрегулировать, подремонтировать, короче — подготовить машину, чтобы она, как прежде, служила верой и правдой, становится очевидной.

С чего начать? Разумеется, с мойки. Стиральный порошок и теплая вода помогут быстро удалить не только грязь, но и масло, которое обычно покрывает двигатель в некоторых местах. Теперь нужно хорошо осмотреть наиболее ответственные части — раму, переднюю и заднюю вилки, колеса. Рама может иметь трещины, особенно в зонах, испытывающих повышенную нагрузку: у рулевой колонки, под двигателем, около оси заднего маятника. Трубы передней и задней вилок, обода колес тоже не гарантированы от них.

Далее переходим к проверке люфтов в подшипниках колес, передней вилки, во втулках заднего маятника. Непригодные детали заменяем без сожаления.

Если мотоцикл хранился на холоде с полупустым баком, то в нем почти наверняка происходила конденсация влаги. Зимой это был иней, а сейчас— вода, которая вполне может попасть в карбюратор. Мотор начнет давать перебои, а то и вовсе заглохнет в самом неподходящем месте. Чтобы этого не произошло, снимите бак, выверните бензокраник и слейте остатки бензина со всем остальным содержимым. Хорошо промойте бак чистым бензином. Бензокран и карбюратор разберите, отложения смол и грязи смойте ацетоном. Каналы карбюратора желательно продуть сжатым воздухом, воспользовавшись шинным насосом. Только при полной уверенности в исправности карбюратор можно ставить на место.

Эксплуатация двигателя сопровождается отложением нагара на днище поршня, стенках камеры сгорания, в выпускных каналах и глушителях. Слой его на поршне и в камере сгорания уменьшает ее объем, увеличивает фактическую степень сжатия и, кроме того, является хорошим теплоизолято-ром. Все это ведет к детонации, калильному зажиганию, резкому увеличению температуры цилиндра, поршня и головки. В результате ускоряется износ двигателя. В глушителе нагар затрудняет выход отработавших газов и ухудшает наполнение цилиндра. В результате опять-таки повышается температура цилиндра, значительно снижается мощность двигателя.

Для очистки камеры сгорания, днища поршня и выпускных окон надо провести несложную работу: снять го-

ловку цилиндра, сам цилиндр и смочить ацетоном поверхности, покрытые нагаром. Через некоторое время он легко удаляется тупым скребком. Канавки для поршневых колец очищают обломком старого кольца. Нагар на боковой поверхности поршня, особенно на юбке, трогать не следует — это лишь усилит стуки в двигателе. Отложение нагара в дальнейшем можно уменьшить, отполировав стенки камеры сгорания, днище поршня и выпускные окна.

Глушитель чистят открытым огнем, для чего извлекают съемный акустический элемент и нагревают его в пламени костра, паяльной лампы или газовой горелки. Когда он остынет, сухой шлак легко осыпается. Корпус глушителя нужно поставить вертикально и к нижнему отверстию поднести пламя горелки. Делать это следует аккуратно, чтобы не повредить хромированную поверхность. Остывший глушитель обстукивают и высыпают шлак. Разумеется, этой работе не место в гараже, рядом с канистрами бензина или в квартире.

Далее можно заняться колесами. Некоторые мотоциклисты со временем начинают жаловаться на качество тормозов. Ну а вспомните, насколько они эффективно действовали, когда машина была новой. Чтобы восстановить их качество, проверьте, не изношены ли колодки, всей ли поверхностью они прилегают к барабану, смазаны ли кулачки и тросы. Колодки и тормозные барабаны промойте чистым (без масла!) бензином и зачистите мелкой шкуркой. Смазывая кулачки, будьте аккуратны: здесь лишняя капля смазки недопустима — она может попасть на рабочие поверхности колодок или барабана и свести на нет ваши усилия.

Проверьте натяжение спиц. Если подтягивать спицу приходится сильно, то ее резьбовой конец, выступая над поверхностью обода, может впоследствии повредить камеру. В этом случае надо снять покрышку с камерой и опасный выступ спицы спилить напильником.

Перед тем как установить колеса на мотоцикл, добавьте смазку ЛИТОЛ-24 в подшипники колес. Одновременно проверьте состояние фетровых сальников. Если они пропускают смазку, то она может попасть в тормозной барабан. Такие сальники нужно обязательно заменить.

Чтобы амортизаторы передней и задней вилок служили исправно, следует промыть их чистым бензином и после сушки заправить свежим маслом. При этом учтите: на работе амортизаторов сказываются и количество и вязкость масла. Если первые поездки приходится совершать в прохладные весенние дни, то лучше залить более жидкое масло (например, веретенное). Густое в этих условиях нарушает работу амортизаторов и может стать причиной их поломки, и прежде всего тонких пластинчатых клапанов в задних амортизаторах. Когда же станет по-летнему тепло, не поленитесь заменить масло более вязким.
Правильная работа амортизаторов невозможна при ослабленных (изношенных) пружинах. Если вы заметили, что при резких торможениях передняя вилка стала часто срабатывать до упора, значит пружины пора менять. Временно можно увеличить их «жесткость», подложив снизу шайбы подходящей толщины.

Далее надо снять, промыть в чистом бензине и осмотреть цепь главной передачи. Она не должна иметь трещин на щечках звеньев, сколотых роликов и осей. Смажьте ее разогретой над горячей водой до жидкого состояния графитной смазкой УСсА, опустив в нее цепь на 10—15 минут. На мотоциклах с негерметичными кожухами, например на «ИЖ—Планете-спорт», «Паннонии», CZ, старых моделях ЯВЫ. смазку с наружных поверхностей цепи нужно удалить, иначе приставший песок ускорит ее износ. На других ИЖах, «Восходе» и ЯВЕ-634 цепи, закрытые плотными чехлами, вытирать не нужно.

Исправные тросы управления обеспечивают нормальную работу механизмов. плавность хода ручек и рычагов. Для смазки тросов не поленитесь снять их и промыть в бензине, затем опустите на 10—15 минут в горячее масло МС-20, после чего протрите насухо и установите на место.

Уход за электрооборудованием в основном сводится к поддержанию в исправности проводов, надежности их соединений, к проверке износа щеток генератора и плотности электролита аккумуляторной батареи (если она не использовалась больше месяца). Правила зарядки каждого типа аккумулятора подробно описаны в соответствующих инструкциях.

После окончательной сборки мотоцикла можно попробовать пустить двигатель. Иногда это удается не сразу, так как консервирующее масло, осевшее в кривошипной камере, забрызгивает свечу. В этом случае полезно воспользоваться «стартом с хода» — разогнав мотоцикл и включив вторую передачу. Облегчит пуск и более горячая свеча, на электродах которой лучше сгорает масло, например А14 (А8НТ). Особенно полезно это для двигателей, имеющих сильное охлаждение, таких. как нынешние ЯВА-634, дорожные ИЖи, «ИЖ — Планета-спорт». После прогрева двигателя можно установить в него свечу с требуемым калильным числом.

С горячим двигателем желательно проехать несколько километров на низких передачах, чтобы разогрелось масло в коробке. Затем нужно слить его и заполнить картер свежим, но в количестве 25—30% от нормального объема. Еще немного поездить, часто переключая передачи и промывая таким образом детали коробки. Наконец, можно слить промывочное и заправить полностью свежее масло. Нельзя промывать коробку передач бензином, и особенно керосином, так как их остатки ухудшают свойства вновь залитого масла.

Остается только тщательно вымыть весь мотоцикл и отполировать его лакокрасочные покрытия одним из средств автокосметики. Теперь он готов к приятным поездкам без неожиданных и ненужных путевых ремонтов.

Ю. СМИРНОВ,
инженер


 

1978N05P24









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua