Мотоциклы давних лет

ТИЗ-АМ600, ИЖ-1, ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ИЖ-12, М-72, Л-300, ПМЗ-А750, ТИЗ-7

 


Хороший повод заглянуть в наше мотоциклетное прошлое дают две юбилейные даты, приходящиеся на август: 90-летие первого всероссийского рекорда скорости на мотоцикле и 60-летие мотоциклов ижевской марки.

Первыми мотоциклами, появившимися в нашей стране, стали немецкие «Гильденбрандт и Вольфмюллер» и французские трициклы «Клеман». Петербуржец Лундберг в августе 1899 года достиг на трицикле скорости 37,07 км/ч, установив первый всероссийский рекорд скорости. В те годы мотоциклы мы покупали за рубежом. Так, их импорт в 1903 году составил 53, а в 1909 году - 526 машин. И как только появился спрос на одноколейный моторизованный транспорт, так и наши «Россия» и «Дукс» . стали делать отечественные машины. Правда, моторы на них оставались еще иностранными.

С тех пор какие только мотоциклы не встречались на дорогах нашей страны: «харлеи» и «индианы», БСА и «нортоны», «вандереры» и «деррады», «чатерли» и «мотогуцци». Они приходили разными путями, и весь этот разномарочный парк, голодавший по запчастям и квалифицированному обслуживанию, кое-как выполнял свои функции. Немало этих машин сохранили музеи, а также члены клубов автомотостарины. И некоторые из мотоциклов прежних лет представлены на вкладке снимками Истомина.

Ровно шестьдесят лет назад в августе 1929 года на «Ижстальзаводе» была закончена сборка пяти разных по конструкции экспериментальных мотоциклов марки «ИЖ». Спроектировала их группа энтузиастов под руководством П.В.Можарова. В сентябре они ушли в большой испытательный пробег длиной 3224 километра. Его маршрут прошел через Ижевск, Нижний Новгород, Москву, Псков, Витебск, Смоленск, Орел, Курск, Белгород, Тулу и снова Москву. Испытания первых пяти советских мотоциклов принесли их конструкторам опыт, и в начале 1930 года группа Можарова начала интенсивную работу в Ленинграде, где трестом «Тремасс» создавался мотоцикл Л-300. Первые 25 машин были готовы в сентябре 1930 года и подверглись всесторонним испытаниям. Впоследствии эта модель с 1931 по 1939 год
сериино выпускалась ленинградскими заводами «Промет» (входившим в «Тремасс») и «Красный Октябрь».

А Можарова в 1931 году откомандировали в Москву, где в НАТИ (ныне НАМИ) начала работать конструкторская группа по мотоциклостроению. Там в конце 1931 года началось проектирование тяжелого мотоцикла. Его завершили в мае 1932 года, а в апреле 1933 года экспериментальный цех «Иж-стальзавода» закончил сборку четырех опытных образцов НАМИ-А750 конструкции Можарова. После доводки эту модель (она стала называться ПМЗ-А750) выпускал с марта 1935 года подольский механический завод. Но Можаров не смог увидеть эти мотоциклы - его не стало в марте 1934 года, когда и в Ижевске, и в Ленинграде уже шло изготовление мотоциклов ИЖ-7 и Л-300. За ними последовали ТИЗ-АМ600, ИЖ-9, ИЖ- 12, М-72, ИЖ-49 и другие модели. Сегодня, как и 60 лет назад, лидерами в советском мотоциклостроении остаются ижевцы, которые до наших дней сберегли первый ИЖ-1, созданный П. В. Мо-жаровым.

Первые ИЖи, Л-300, НАТИ-А750 несли на себе печать руки Можарова. Штампованные детали рамы и передней вилки, повышенные, применительно к нашим дорожным условиям, запасы прочности, глубокая посадка водителя - отличительные черты сконструированных им моделей.

ИЖ-1 сохранился до наших дней в одном из заводских музеев Ижевска. Мотоцикл Л-300, изготовленный еще «Тремассом», и ПМЗ-А750 стоят в экспозиции Политехнического музея в Москве. Один из четырех опытных НАТИ-А750 восстановил московский энтузиаст Я. Зузик.

Мы встречаем на столь популярных в наши дни парадах автомотостарины ровесников можаровских конструкций «Дер-Рад», «Рудж», НСУ, более поздние «цюндаппы», «санбимы» или БМВ, попадаются и отечественные ИЖ-8 или даже ТИЗ-7. Но всего дороже образцы Л-300 (один из них представлен на вкладке) и ПМЗ - А750 - прямые наследники ИЖ-1 шестидесятилетней давности.

П.В.Можаров (справа) около опытного образца ИЖ-1 перед пробегом в сентябре 1929 года. Слева, в шлеме - заводской испытатель И. Шадрин.

 

Мотоцикл ИЖ-1

Мотоцикл ИЖ-1: число цилиндров - 2, рабочий объем - 1200 см3, мощность - 24 л. с. при 3000 об/мин, число передач - 3, база - 1400 мм, шины - 27X4, масса в снаряженном состоянии - 300 кг, наибольшая скорость - 65 км/ч.



 

1989N08P9









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua