Накат и его особенности

Движение накатом

 

 

Даже начинающему мотоциклисту известно, что если разогнать мотоцикл до значительной скорости, а затем сбросить газ, то движение замедляется постепенно. При выключенном сцеплении или установке шестерен коробки передач в нейтральное положение расстояние, проходимое таким способом, увеличивается. Постепенно замедляющееся движение по инерции и называют накатом.

Накат зависит от веса машины — чем он больше, тем накат продолжительнее; от профиля пути (спуск или подъем); сопротивления свободному качению в трансмиссии и в ходовой части мотоцикла, вызванного трением; сопротивления воздуха — при попутном ветре накат увеличивается.

Существуют ли какие-то приемы разгона — наката? В чем особенности такой езды? Эти вопросы всегда интересуют начинающего водителя. Тем более, что в литературе, посвященной мотоделу, и в руководствах о накате не говорится ничего. Разве что некоторые инструкции рекомендуют использовать разгон — накат при обкатке новой машины.

Главный смысл наката — экономия топлива. Это особенно важно, если мотоцикл в силу особенностей конструкции двигателя и других причин при обычных приемах езды расходует много топлива.

Движение накатом с полностью прикрытым дросселем, но включенным сцеплением и передачей (хотя бы высшей) будет непродолжительным, так как при этом возникает торможение двигателем. А потому не дает и экономии топлива. Но если, разогнав машину и закрыв дроссель, быстро отключить заднее колесо (движитель) от двигателя, расстояние, проходимое по инерции, увеличится в несколько раз, а расход топлива намного сократится по сравнению с равномерным движением.

Тут, возможно, последует возражение: «Но ведь такой метод сбережения топлива и масла может привести к тому, что сцепление машины, особенно если оно сухое, преждевременно выйдет из строя».

Существуют два способа отключения двигателя от заднего колеса. Первый, безусловно, негодный, — двигаться накатом с рычагом, зажатым в левой руке.
Второй — когда, лишь на секунду выключив сцепление, водитель быстро ставит нейтраль, и тогда сцепление даже некоторое время «отдыхает». Нагрузка на его элементы, как и на некоторые детали коробки передач (первичный и промежуточный валы и их подшипники), значительно снижается. Уменьшение износа деталей трансмиссии — второе достоинство наката.

Здесь тоже не исключено возражение: «Пока вы «отыщете» нейтраль, посылая педаль переключения то вверх, то вниз, и сцепление будет портиться и накат пропадать». Оговоримся: для достижения наката не обязательно отыскивать фиксируемое нейтральное положение, находящееся, как известно, между первой и второй передачами. Следует поступить иначе. На мгновение выключив сцепление, легким движением ступни послать педаль вниз, на так называемую нефиксируемую нейтраль, находящуюся между третьей и четвертой (или между второй и третьей у легких мотоциклов типа М-103) передачами, и после этого машина катится свободно. У мотоциклов типа «Ява» и «Чезет» надо без всякого выключения сцепления послать педаль слегка вверх. У тяжелых же мотоциклов установить нейтраль можно, действуя либо педалью, либо рычагом ручного переключения передач.

Отыскание нефиксируемой нейтрали требует известных навыков и, возможно, будет получаться не сразу. Но после непродолжительной тренировки этот прием, безусловно, может освоить каждый.

Но всегда ли целесообразно двигаться накатом?

Нет.

В условиях интенсивного городского движения, когда водителю приходится то уменьшать, то увеличивать скорость, этот метод не годится.

Нельзя пользоваться им и на мокрой или скользкой проезжей части, когда торможение разобщенного с двигателем заднего колеса может вызвать его боковое скольжение — занос.

Но на сухой проезжей части загородных шоссе, причем с небольшим уклоном, движение накатом можно только приветствовать.

Полезно и даже необходимо применять накат, когда водитель, двигаясь с значительной скоростью на перегоне большой протяженности, приближается к перекрестку. Особенно на таких городских трассах, где движение организовано по принципу «зеленой волны». Такая езда значительно безопаснее, экономичнее и выгоднее для сбережения трансмиссии, тормозов и шин.

Точно так же, используя накат, водитель должен поступать и приближаясь к закрытым поворотам на шоссе, к железнодорожным шлагбаумам, к участкам оживленного движения пешеходов, то есть к таким местам, где может возникнуть неожиданная опасность.

Последний совет. Двигаясь по инерции, не следует доводить скорость до минимума. Если она сильно упадет, то дальнейший разгон не только потребует повышенного расхода бензина, но и вынудит водителя заняться переключением передач, что в итоге значительно снизит скорость движения.

У наката есть еще одно достоинство — психологическое. Когда мотоциклист почувствует, что улучшение движения накатом стоит в прямой зависимости от состояния силовой передачи, подшипников колес, тормозов и шин, он будет лучше заботиться о своей машине — обращать значительно больше внимания на регулировки и уход за всеми этими деталями.

Вот в общих чертах и все особенности наката.

Д. АБЕЗЬЯНИН


 

1966N04P20









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua