О безопасности мотоциклистов

Оседлав железного коня

 

Оседлав железного коня

Во многих странах в последние годы отмечен рост дорожно-транспортных происшествий, участниками и жертвами которых становятся мотоциклисты. Они значительно чаще, чем автомобилисты, попадают в аварии, которые и заканчиваются для них, как правило, гораздо серьезнее.

Известно, чтобы обезопасить себя от неприятностей, надо прежде всего избегать критических ситуаций. Но именно мотоциклисты меньше всего думают об этом. Статистика подсказывает, что они особенно грешат превышением установленных лимитов скоростей, несоблюдением безопасной дистанции, интервала, а также рядности движения, легкомысленными обгонами и пренебрежением к порядку проезда перекрестков.

Серьезным «фактором риска», как свидетельствуют данные статистики, является и возраст мотоциклистов. Оказывается, водители мопедов 15 —18 лет попадают в аварии в пять раз чаще, чем из других возрастных групп. Притом одной из главных причин неприятностей оказывается слабое знание правил движения. В некоторых странах, в частности в ГДР, в течение ряда лет проходят массовые конкурсы на лучшее управление двухколесной машиной, знание ее устройства и правил движения.

Такие конкурсы организуются «снизу доверху», начиная со школ, улиц, поселков, городов и кончая масштабами республики. Они охватывают практически всю основную массу юных водителей и, безусловно, улучшают подготовку тех, кто в основном сидит за рулем мопедов и легких мотоциклов.

Несложным, но довольно эффективным способом повышения безопасности мотоциклистов является правильный выбор ими одежды. Она должна быть яркой, хорошо заметной даже при слабой освещенности, а лучше если ее окраска будет в буквальном смысле слова бросаться в глаза. Дело в том, что водители автомобилей иногда просто не замечают вовремя двухколесную машину из-за ее узкого силуэта и сливающейся с общим фоном окраски, а это нередко становится причиной несчастий. Особенно часто так происходит во время обгона, когда мотоциклист догоняет автомобиль, водитель которого начинает маневр с выездом из ряда. Надо всегда учитывать эту возможность и стараться четче обозначать себя на проезжей части, особенно при маневрировании. Ну, и, конечно, просто недопустимо ездить, не надев предварительно шлем.

Бесспорно, на безопасность мотоциклистов влияет их водительское умение. Так, исследование действий мотоциклистов в ситуации, когда надо уклониться от неожиданного препятствия, показало следующее. Если мастерство опытного мотоциклиста принять за 100%, то предел достижимого для начинающего составляет 80—85% от этого уровня. - Другими словами, при равной скорости движения неопытному водителю для предотвращения происшествия потребуется расстояние на 15—20% больше. Притом в расчете не учитывалось, что скорость реакции у начинающих на 40— 50% ниже. Известны и другие данные. Опытные водители при повороте наклоняют мотоцикл на 37 — 38°, а начинающие — только на 15—18°. Быстрота изменения угла наклона у этих же категорий составляет соответственно 85° и 37° в секунду.

По мнению специалистов, одним из важных показателей уровня активной безопасности является способность водителя своевременно и правильно предотвращать аварию. Японские исследователи предложили в качестве показателя надежности «избегающую способность». Определяется она как отношение минимальной дистанции, которая необходима, чтобы избежать аварии, к скорости, с которой водитель приближается к месту возникшей опасности. Результаты этих исследований оказались довольно интересными, а некоторые даже неожиданными. Так, не подтвердилось бытовавшее до сих пор мнение, что управляющие легкими машинами отличаются большей способностью маневрировать, чем водители тяжелых машин. Напротив, выяснилось, что именно у тех, кто ездит на тяжелых мотоциклах, большая «избегающая способность».

О том, что наряду с дисциплиной решающим условием безопасной езды на мотоцикле является класс, мастерство водителя, свидетельствуют и другие данные. Так, среди мотоциклистов очень велик процент аварий без участия других транспортных средств. Иными словами, в этих случаях водители элементарно не справились с управлением, притом в ситуациях, когда никто им не мешал.

В зарубежных периодических изданиях для мотоциклистов можно найти немало и чисто практических рекомендаций, о которых не раз говорилось и на страницах «За рулем». Думаем, не лишне напомнить о них и сегодня.

Для мотоциклиста особенно важно уметь реально оценивать собственные возможности и так соизмерять свои действия, чтобы не увлечься и не завести себя в ситуацию, из которой невозможно будет выбраться без потерь. Молодые люди, лишь недавно севшие за руль, нередко чересчур лихо покоряют повороты. Еще не научившись как следует владеть своим телом и машиной, чтобы наклонять ее на нужный в таких случаях угол, они не вписываются в радиус поворота. В лучшем случае такая ошибка приводит к съезду в кювет, в худшем — на встречную полосу, когда она занята и утративший контроль над машиной мотоциклист может рассчитывать только на удачу или мастерство других водителей.

Опытные мотолюбители перед поворотом, особенно при очевидном сокращении обзорности, всегда снижают скорость, чтобы увеличить ее уже на выходе из него. Во всяком случае, она у них рассчитана так, чтобы остановочный путь не оказался больше расстояния, которое хорошо просматривается.

Практика показывает, что очень часто водители и пассажиры автомобилей, когда припарковываются или выезжают со стоянки, не замечают приближающийся мотоцикл и действуют так, как будто его на дороге и вовсе нет. Подобное развитие событий стоит предвидеть, чтобы неожиданно открывшаяся дверца не оказалась непреодолимым препятствием; Не ленитесь лишний раз посигналить светом и водителю, отъезжающему от тротуара, чтобы убедиться, что он вас видит.

К сожалению, довольно часто мотоциклисты попадают в неприятности, двигаясь по трамвайным путям. Поэтому, оказавшись на них, старайтесь быть внимательнее и избегайте резких маневров. Особенно когда проезжая часть сырая. Переезжать через рельс старайтесь не под острым углом, а описывая легкую дугу. В любом случае, оказавшись на трамвайных путях, не теряйте самообладания, что поможет вам сохранить и ощущение равновесия.

Летом, особенно на загородных дорогах, часто встречаются непомерно нагруженные мотоциклы. Сразу видно, люди не понимают, что с таким багажом их шансы оказаться в неприятной ситуации резко увеличиваются. При сложном маневре или экстренном торможении слишком нагруженная машина обязательно неприятно удивит вас своими новыми и совершенно неожиданными качествами, что в острой ситуации может привести к печальным последствиям. Поэтому не рискуйте и следите за тем, чтобы вес и размещение пассажиров и багажа соответствовали указаниям заводской инструкции.

Несколько слов о мотоциклистах, путешествующих группами. Молодость и хорошая динамика машин нередко провоцирует их на неоправданные маневры, обгоны, стремление не отстать от лидера. Такие «игры» молодых неопытных мотоциклистов в напряженном транспортном потоке часто кончаются плохо. Поэтому, отправляясь в путешествие, не ставьте себе задачу все время двигаться вместе. Лучше оговорите места встречи, где вырвавшиеся вперед спокойно дождутся, пока к ним подтянется вся группа.

Завершая этот разговор, стоит напомнить о том, что исправное транспортное средство — непреложное условие безаварийной езды. И в первую очередь надо следить за тормозами и рулевым управлением: пренебрежительное отношение к этим узлам неминуемо приведет к беде, В горах, где затяжные спуски непременная особенность дороги, старайтесь придерживаться такой тактики движения, чтобы не давить постоянно на тормоза. Дело в том, что их активное использование в течение довольно длительного времени может привести к сильному перегреву. Как следствие, возможен отказ тормозов, даже находившихся в отличном состоянии. При езде в ненастную погоду, особенно если приходится часто преодолевать лужи, не забывайте иногда легким нажатием на тормоза просушить их. В противном случае в нужный момент они могут оказаться недостаточно эффективными, так как некоторая часть их работы пойдет на устранение попавшей в систему влаги.

М. ФИЛОНОВ По материалам зарубежной печати


 

1985N05P20








Связь с администрацией: [email protected]