Реле прерыватели

РС419, РС421, УП 1-1, УП 1-2


Хочу оборудовать мотоцикл «Урал» указателями поворота. Расскажите, пожалуйста, какие указатели подходят для этой машины. А. Блохин, г. Шахты.

Поставил на мотоцикл М-105 переделанное 12-вольтовое реле указателей поворота, но оно почти не действует. Решил собрать электронное реле. Каким требованиям оно должно отвечать? К. Воронович, г. Могилев.

Мы обратились с этими вопросами в НИИ Автоприборов. Ответы содержатся в публикуемой здесь статье инженеров института А. В. ХИТРОВА и А. О. ЭЙДУКА.

Еще недавно световые указатели поворота были сугубо автомобильными приборами. Сегодня, с значительным ростом интенсивности движения на улицах и дорогах, где бывает трудно увидеть жест мотоциклиста, особенно в темноте, световые указатели сделались необходимой принадлежностью и мотоциклов.

Сначала их применяли только энтузиасты, потому что и реле и фонари приходилось делать своими силами — промышленность специальных приборов для мотоциклов еще не выпускала. В этом им помогал журнал «За рулем», публикуя практические советы и основные технические требования.

Теперь же все мотоциклетные заводы (за исключением минского) оборудуют свои машины указателями поворота. Кроме того, несколько предприятий выпускают такие приборы для продажи в качестве товаров народного потребления. К сожалению, некоторые указатели еще не полностью отвечают предъявляемым к ним требованиям. Поскольку производство таких приборов прекращается, мы не будем рассматривать их в этой статье.

В настоящее время наша промышленность выпускает реле-прерыватели и фонари для всех типов мотоциклов. Основные сведения о них приведены в таблице 1.

Таблица. 1. Основные параметры прерывателей для мотоциклов

Тип прерывателя Номинальное напряжение, в Род тока Нагрузка (потребители) с одной стороны Для каких мотоциклов предназначен

Какой полюс на «массе»

РС419
6
пост. 2 лампы А6-15 (6 в, 15 св.) ИЖ, «Урал», «Днепр»
-
РС421
6
перем. 2 лампы А6-6 (6 в, 6 св.) М-105. М-106. «Восход», «Восход-2»
ИЖРП-1С
6
пост. 2 лампы А6-6 (6 в, 6 св.) ИЖ
-
УП-1-1
6
пост. 1 лампа А6-15 Ява
+
УП-1-2
6
пост. (6 в, 15 св.) ИЖ, Вятка
-
УП-1М-1
6
пост. 2 лампы А6-6 Ява
+
УП-1М-2
6
пост. (6 в. 6 св.) ИЖ, Вятка
-

 

Прерыватели УП-1 продаются в комплекте с переключателем и двумя фонарями двустороннего действия, а УП-1М — с переключателем и четырьмя фонарями.

 

Рис. 1. Реле-прерыватель РС419

Рис. 1. Реле-прерыватель РС419: слева — электрическая схема, справа — габаритный чертеж.

 

Приборы РС419 (показан на рис. 1) и РС427 работают на термоэлектромагнитном принципе и по электрической схеме аналогичны автомобильным 12-вольтовым прерывателям типа РС57-В. Что касается модели РС421 (рис. 2), то она является единственной предназначенной для работы на переменном токе. Замедляющим элементом здесь служит тонкая проволока из сплава с высоким удельным сопротивлением. При работе прерывателя она периодически нагревается электрическим током и изменяет длину, воздействуя тем самым на специальный пружинный механизм, замыкающий и размыкающий контакты.

 

Рис. 2 Реле-прерыватель РС421

Рис. 2 Реле-прерыватель РС421: слева — электрическая схема; справа — габаритный чертеж.

 

При установке этих приборов на мотоцикл следует иметь в виду, что у них нет клеммы для подключения контрольной лампы (6 в, 1 св. или 12 в, 1 св.). Ее подсоединяют, как показано на электрической схеме прерывателя РС419 (см. рис. 1). В этом случае исправность сигнальных ламп фонарей водитель определяет по частоте мигания контрольной лампы. Перегорание любой сигнальной лампы влечет за собой значительное изменение частоты включений исправных ламп, в том числе и контрольной. В отдельных случаях при перегорании одной сигнальной перестает мигать другая, а также контрольная лампы.

 

Рис. 3 Реле-прерыватели УП-1-1 и УП-1-2

Рис. 3 Реле-прерыватели УП-1-1 и УП-1-2: слева — электрические схемы; справа — габаритный чертеж.

 

Прерыватель, входящий в комплект указателя поворота УП-1 или УП-1М (рис. 3), представляет собой релаксационный РС-генератор, собранный на двух транзисторах разной проводимости. Нагрузкой одного из них служит обмотка электромагнитного реле, контакты которого включены последовательно с сигнальными лампами. Прибор этот работает в широком диапазоне температур и отвечает всем требованиям, предъявляемым в настоящее время к прерывателям поворота для мотоциклов. Срок службы его ограничен в основном износостойкостью контактной группы реле и при правильной эксплуатации его может хватить на всю «жизнь». Предупреждаем, что прибор следует применять только с фонарями двустороннего действия, входящими в комплект, потому что они обеспечивают водителю визуальный контроль за исправностью ламп.

 

Таблица. 2. Основные параметры автомобильных прерывателей

Тип прерывателя Номинальное напряжение, в Тип и количество сигнальных ламп подключаемых одновременно Тип контрольной лампы
РС57
12
А12-21 — 2 шт. (12 в, 21 св.) А12-1
РС57-Б
12
А12-32 — 2 шт. (12 в, 32 св.) А12-1
РС57-В
12
А12-21 — 2 шт. (12 в, 21 св.) А12-1

 

 

Сейчас еще многие владельцы мотоциклов по разным причинам используют самодельные прерыватели или переделанные из серийных типа РС57. Следует иметь в виду, что прерыватели РС57, РС57-Б и РС57-В (основные параметры их приведены в таблице 2) предназначены для автомобилей и ав тобусов. Они весьма чувствительны к ударам и тряске, поэтому установка их на мотоциклы не рекомендуется в связи со значительным уменьшением срока службы и ухудшением всех показателей, влияющих на безопасность движения.

Конструкция прерывателя не предусматривает его разборки. Несмотря на это, среди мотоциклистов распространен способ переделки прерывателей типа РС57 на напряжение 6 в и нагрузку, состоящую из двух ламп А6-6. Способ, на первый взгляд, достаточно прост и заключается в уменьшении до 9 ом сопротивления добавочного резистора, ограничивающего ток, который протекает через прерыватель при разомкнутых контактах. Переделанный таким образом механизм обязательно следует подвергнуть регулировке, правильно выполнить которую в домашних условиях трудно. Кроме того, приходится заменять заводскую заделку конца нихромового провода присоединением его к контактному лепестку легкоплавким припоем. Учитывая все это, мы не рекомендуем применять на мотоциклах переделанные реле РС57.

Многие мотолюбители отдают предпочтение бесконтактным или контактно-транзисторным прерывателям. Они привлекают своей надежностью и долговечностью. Известно очень много разных по сложности схем прерывателей указателей поворота, выполненных с использованием полупроводниковых элементов различных типов. К сожалению, не все их можно рекомендовать для массового повторения, так как к этому прибору в настоящее время предъявляются весьма жесткие требования, связанные с особенностями его эксплуатации, которым многие конструкции не отвечают. Вот эти требования *.

1. Прерыватели указателей поворота могут быть двух типов:

а) для легких и средних мотоциклов и мотороллеров, где номинальное напряжение 6 в, нагрузка — две лампы А6-6 (6 в, 6 св.);

б) для тяжелых мотоциклов, где номинальное напряжение 6 или 12 в, нагрузка — две лампы А6-15 (6 в, 15 св.) или А12-21 (12 в, 21 св.).

2. Прерыватели должны обеспечивать одновременное включение и выключение всех сигнальных ламп указателей поворота, расположенных на одной стороне мотоцикла (мотороллера).

3. Частота мигания сигнальных ламп должна находиться в пределах 90± 30 циклов в минуту при:

а) изменении напряжения питания от 0,9 до 1,25 номинального значения и в диапазоне температур окружающего воздуха от —20 до + 55°С;

б) вибрации в диапазоне 30—300 гц при ускорении до 3

4. Время, измеряемое с момента включения сигнала поворота до появления первой вспышки сигнальных ламп при условиях, указанных в п. 3, должно быть не более 1 секунды при длительности первого цикла не более 1,5 секунды.

5. Время горения сигнальных ламп должно составлять 40—70 процентов длительности цикла при напряжении питания 6,8 (13,5) в и температуре окружающего воздуха +20±5°С.

6. Прерыватели должны обеспечивать возможность подключения контрольной лампы типа А6-1 (А 12-1), позволяющей контролировать работу всех сигнальных ламп указателей (допускается не контролировать работу ламп фонарей, находящихся в поле зрения водителя). Режимы работы контрольной лампы должны быть следующими:

а) при нормальной работе указателей поворота контрольная лампа должна попеременно включаться и выключаться синхронно с сигнальными лампами, то есть с частотой 90 ±30 циклов в минуту;

б) при неисправности хотя бы одной из ламп указателей поворота контрольная лампа не должна включаться или должна постоянно гореть в течение всего времени подачи сигнала поворота или мигать с частотой, значительно превышающей установленную для данного прерывателя (не менее чем в два раза) частоту мигания сигнальных ламп.

Контроль полагается осуществлять при условиях, оговоренных в п. 3. 7. Прерыватели должны соответствовать требованиям пунктов 3, 4, 5, 6 после пребывания в воздушной среде в неработающем состоянии при температуре —45 и ±5°С с выдержкой при каждой температуре не менее 3 часов,

8. Падение напряжения на прерывателе во время горения сигнальных ламп не должно превышать 0,5 в при напряжении питания 6,8 (13,5) в и температуре +20 ± 5°С.

9. Прерыватели должны обеспечивать частоту мигания сигнальных ламп в пределах 45—160 циклов в минуту при отключении аккумуляторной батареи.

10. По остальным параметрам прерыватели должны удовлетворять требованиям ГОСТ 3940—71.

Цветовые и световые характеристики указателей поворота (фонарей) должны соответствовать ГОСТ 1098—64 и ОН 029010—67, выдержки из этой нормали были опубликованы в мартовском номере журнала «За рулем» за 1971 год.

От редакции. Некоторые читатели присылают письма с предложением опубликовать схемы разработанных ими реле-прерывателей разного типа. Поскольку промышленность выпускает такие приборы, а провести полные испытания каждой самодельной конструкции не представляется возможным, редакция считает нецелесообразным рекомендовать их для повторения авто- и мотолюбителям.

Примечание. Прерыватели допускают подключение лампы А12-3 (12 в 3 св.) бокового повторителя параллельно сигнальным лампам. РС57-В не имеет клеммы для подключения контрольной лампы — ее подсоединяют к переключателю указателей поворота. Электрическая схема РС57-В аналогична схеме РС419 (см. рис. 1).


1973N02P18-19








Связь с администрацией: [email protected]