Свечи зажигания

Искровые свечи

 

Редакция получает письма читателей с вопросами о свечах зажигания. Наиболее часто спрашивают, какие свечи можно поставить на тот или иной двигатель и чем руководствоваться при этом, что означает маркировка на свечах.

Отвечают работники НИИавтоприборов инженеры А. Минеев и Б. Басс.

Искровые зажигательные свечи, как отечественные, так и зарубежные, имеют разные присоединительные размеры. Основными из них (рис. 1) являются наружный диаметр ( d ) резьбы на ввертной части корпуса, ее шаг ( t ), длина ( L ) ввертной части корпуса и размер ( S ) шестигранника под ключ.

Рис. 1. Присоединительные размеры свечи.

Рис. 1. Присоединительные размеры свечи.

 

В СССР приняты следующие величины присоединительных размеров:

Размер Номинальный диаметр резьбы ( d ) на ввертной части корпуса свечи, мм  
14
18

t (мм)

L (мм)

S (мм)

1,25

11 или 19

22

1,5

12

24

Некоторые водители считают, что для правильного выбора свечи достаточно соответствия ее присоединительных размеров и отверстия в головке цилиндра двигателя. Это неверно. Свеча должна еще соответствовать двигателю по тепловой характеристике. Дело в том, что на всех режимах работы температура центрального электрода и теплового конуса (выступающей в камеру сгорания части изолятора свечи) должна находиться в определенных пределах. Эти пределы ограничены с одной стороны температурой самоочищения свечи от продуктов сгорания (450—500°), с другой — температурой калильного зажигания (800— 850°С).

Если во время работы двигателя температура теплового конуса меньше температуры самоочищения, то он покрывается слоем токопроводящего нагара. Когда электрическое сопротивление слоя нагара достигает определенной величины (1 мегом), начинаются перебои в иск-рообразовании из-за сильной утечки тока на массу по поверхности теплового конуса. Это приводит к перебоям в работе двигателя, затрудняет пуск его. особенно зимой. При сильном нагаре на свечах двигатель может вообще отказать. В случае, когда какая-либо часть свечи, находящаяся в камере сгорания (обычно это тепловой конус), нагревается выше температуры калильного зажигания, происходит самовоспламенение горючей смеси. Двигатель перегревается, теряет мощность, появляются «стуки». Это может привести к тому, что поршень прогорит, а клапаны обгорят.

 

Рис. 2. Конструкция свечей: слева — «горячей», справа—«холодной»

Рис. 2. Конструкция свечей: слева — «горячей», справа—«холодной»:
1 — изолятор;
2 — корпус;
3 — теплоотводящая шайба;
4 — уплотнительное кольцо;
5 — центральный электрод;
6 — боковой электрод;
7 — термоцемент;
8 — стеклогерметик.

 

Двигатели разных типов имеют различную тепловую напряженность, которая зависит от степени форсировки, числа оборотов, конструкции. Одна и та же свеча нагревается на разных двигателях неодинаково. На одном работает нормально, для другого окажется «горячей», для третьего же — «холодной». Поэтому промышленность выпускает свечи с различной тепловой характеристикой. Она в основном зависит от длины теплового конуса и объема камеры свечи. Чем длиннее конус и больше объем камеры, тем свеча «горячее» (рис. 2).

Тепловую характеристику определяют испытанием на специальном двигателе. На основе этого испытания устанавливают калильное число; оно-то и служит тепловой характеристикой свечи. Это относительный параметр, который позволяет отличить одну свечу от другой. Прямой связи между калильным числом свечи и параметрами двигателя нет. На заводе подбирают свечи по тепловой характеристике к конкретному двигателю. Делают это так: берут две—четыре свечи с различными калильными числами и испытывают их на двигателе по специальной методике. Правильность подбора обычно проверяют в условиях эксплуатации. После проведения этих работ свечу определенной марки рекомендуют для комплектации двигателя. Марку, указанную в инструкции к машине. можно заменить только на равноценную ей по тепловой характеристике.

Поскольку в настоящее время нет единой методики определения калильного числа, тепловая характеристика на свечах разных стран и фирм обозначается по-разному. В СССР принято указывать длину теплового конуса. Маркировка отечественных свечей, например А6УС СН202, расшифровывается так. Первая буква А обозначает специальную резьбу на ввертной части корпуса — спМ14 х 1,25 (если вместо буквы А стоит буква М, то резьба М18х1,5). Цифра указывает длину теплового конуса свечи в миллиметрах. Буква за цифрой — материал изолятора: У — уралит, Б — бор-корунд, С — синоксаль. Если есть еще одна буква С, значит, свеча герметизирована по соединению центральный электрод — изолятор токопроводящим стекло-герметиком (рис. 2, справа), если этой буквы нет — термоцементом (рис. 2, слева). СН202 — свеча неразборная № 202 (заводской номер). Кроме того, на свече указывают дату выпуска, завод-изготовитель и ГОСТ, согласно которому она изготовлена.

Во многих странах (ГДР, ВНР, ФРГ и др.) на корпус свечи наносят величину калильного числа (195, 225, 260 и т. п.), а в Чехословакии — только одну цифру, которая условно обозначает калильное число: например, цифре 7 соответствует калильное число 225.

 

1971N08P20








Связь с администрацией: [email protected]