Тем, кто ездит на Явах

Сборка и регулировка коробки передач

Это работы, с которыми неминуемо сталкивается (мотолюбитель, (когда подходит срок заменить детали коробки юли надо разбирать ее в связи с ремонтом двигателя. В то же время не у всех достаточно опыта и специфических -знаний, которых требуют эти операции. Свидетельство тому — редакционная (почта. Разборке и сборке двигателя «Явы» были посвящены статьи, опубликованные в № 5 и 6 "3а рулем" за 1967 год. Теперь мы познакомим владельцев мотоцикла Ява с особенностями сборки и регулировки коробки передач.

НАПОМНИМ, КАК РАЗБИРАТЬ

Работа двигателя и коробки передач после ремонта во многом (зависит от способа разборки, поэтому мы напомним основные рекомендации.

Рис. 1. Перед разъединением половин картера выбивают центровочные втулки

Рис. 1. Перед разъединением половин картера выбивают центровочные втулки.

Перед разъединением половинок картера надо обязательно выбить из правой половины центровочные втулки (как показано на рис. 1), расположенные в верхнем переднем и нижнем заднем отверстиях для крепления двигателя. Чтобы «стянуть» правую половину картера с коленчатого вала, нужно пользоваться только специальным приспособлением (см. «За рулем», 1967, № 6). Применять для этой цели отвертки, ножи, зубила, вставляя их в стык, категорически (запрещается — они неизбежно повредят стыковочные плоскости. Коленчатый вал из левой половины картера следует выпрессовывать тем же приспособлением.

СБОРКА КОРОБКИ

При монтаже подшипников и коленчатого вала половину картера нагревают в камере или «духовке» кухонной газовой плиты до 80—100 градусов. Установка же этих деталей в холодный картер может (привести к непоправимым повреждениям как коленчатого вала, так и гнезд для подшипников.

Рис. 2. Так кернят винты кронштейна кулисы

Рис. 2. Так кернят винты кронштейна кулисы.

Перед сборкой надо убедиться в том, что держатель кулисы переключения крепится прочно. Для этого достаточно покачать кулису в ту и другую сторону. Если ее снимали, то после затяжки четырех винтов М6 нужно закернить их головки (рис. 2), чтобы предотвратить самоотворачивание.

Рис. 3. Сюда ставят шайбу для уменьшения осевой «игры» промежуточного вала

Рис. 3. Сюда ставят шайбу для уменьшения осевой «игры» промежуточного вала:
1 — втулка;
2 — шайба;
3 — вал.

Затем проверяем осевой люфт промежуточного вала. Для этого нужно поставить шестерню с 24 зубьями и вставить через нее в бронзовую втулку левой половины картера вал, надеть правую половину, (притянуть ее несколькими болтами. Передвигая вал из одного крайнего положения в другое, определяем его ход. Он должен быть не менее 0,1 мм и не более 0,5 мм. Если надо уменьшить ход, ставим между втулкой 1 (рис. 3) и шестерней вала 3 стальную закаленную шайбу 2 нужной толщины. Внутренний диаметр шайбы — 14 мм, наружный — 21 мм.

Детали коробки передач наиболее легко устанавливаются, если кулиса повернута в положение включения третьей передачи. Шарик фиксатора в этом случае входит в четвертую выемку кулисы (считая со стороны левой половины картера).

Сначала вставляем в шарикоподшипник левой половины картера первичный вал. Он может входить свободно или с небольшим усилием. На вал надеваем шестерню с 16 зубьями (проточкой вниз), затем ставим вилку так, чтобы она вошла в проточку шестерни, а поводок вилки — в фигурный паз кулисы. Затем на вал надеваем шестерню с 19 зубьями (проточкой вверх) и ставим вторую вилку переключения. Через отверстия вилок продеваем ось, проточенный конец которой должен войти в отверстие картера. Если ось прямая, то она свободно поворачивается в отверстиях. Изогнутую ось следует выпрямить.

Теперь ставим подобранную ранее шайбу на втулку промежуточного вала, потом шестерню с 24 зубьями и шестерню с 20 зубьями (так, чтобы нижняя вилка вошла в ее проточку) и затем — шестерню с 17 зубьями. Продеваем через все шестерни промежуточный вал, поворачивая его, чтобы совпали пазы шестерен и зубья вала. Прижимая свободные концы валов рукой, проверяем включение всех передач. Для этого поворачиваем кулису и валы.

Рис. 4. Коробка передач, собранная в левой половине картера

Рис. 4. Коробка передач, собранная в левой половине картера. Слева — часть правой половины с шестерней четвертой передачи (вторичным валом).

На рис. 4 показана коробка передач, у картера которой вырезаны перегородки; включена нейтраль между третьей и четвертой передачами.

ЧТО И КАК ПРОВЕРЯТЬ

Рис. 5. Положения шестерен при включении передач:
а — нейтрали между первой и второй передачами;
б — первой;
в — второй;
г — третьей;
д — четвертой;
1, 2, 3 — ведомые шестерни соответственно первой (24 зуба), второй (20 зубьев), третьей (17 зубьев) передач; 4 — шестерня промежуточного вала (12 зубьев); 5 — промежуточный вал; 6 — ведущая звездочка главной (задней) передачи; 7 — шестерня (19 зубьев) четвертой передачи (вторичный вал); 8, 9, 10 — ведущие шестерни соответственно третьей (13 зубьев), второй (16 зубьев), первой (12 зубьев) передач; 11 — первичный вал.

Нейтраль между первой и (второй передачами. При этом положении шестерен (рис. 5а) следует проверить, не задевают ли зубья первичного вала за шестерню 9. Для этого поднимаем пальцем до упора нижнюю вилку и вращаем промежуточный вал. Если обнаружено задевание, подкладываем под первичный вал стальную шайбу минимально необходимой толщины — иначе ухудшится включение других передач.

Рис. 6. Проверка осевой «игры» шестерни первой передачи

Рис. 6. Проверка осевой «игры» шестерни первой передачи.

Первая передача. При ее включении шестерни занимают положение, показанное на рис. 56. Кулачки шестерни 2 входят в отверстия шестерни 1, но вилка не должна прижимать шестерню 2. Проверить это можно, передвигая шестерню вверх и вниз (рис. 6).

Рис. 7. Между поводком 2 вилки и краем паза кулисы 1 должен быть зазор «а» (любой)

Рис. 7. Между поводком 2 вилки и краем паза кулисы 1 должен быть зазор «а» (любой).

Между поводком 2 вилки (рис. 7) и краем паза кулисы 1 обязателен зазор «а». Если его нет, то можно специальным ключом отогнуть корпус фиксатора (рис. 8) до появления минимальной щели. Делать это надо очень осторожно, чтобы не сорвать точечную сварку.

Рис. 8. Чтобы обеспечить зазор, корпус фиксатора подгибают специальным ключом.

Рис. 8. Чтобы обеспечить зазор, корпус фиксатора подгибают специальным ключом.

Вторая передача. Обычно при ее включении никаких регулировок и проверок не требуется, если валы и шестерни легко вращаются.

Третья передача. Наибольшее количество замечаний по работе коробки приходится на эту передачу. Обычно жалуются на самовыключение. Причина — в недостаточной площади контакта зубьев промежуточного вала 5 и шлицев шестерни 3 (см. рис. 5) вследствие износа или скалывания кромок. К этому, как правило, приводит резкое повышение оборотов двигателя, до того как полностью включится передача.

 

Рис. 9. Определение глубины, на которую шестерня третьей передачи села на зубья промежуточного вала

Рис. 9. Определение глубины, на которую шестерня третьей передачи села на зубья промежуточного вала:
а — первая отметка;
б — вторая отметка;
в— расстояние от края зуба до второй отметки.

При сборке коробки надо проверить, насколько шестерня третьей передачи села на зубья вала. Делаем это так. Включив третью передачу и прижав валы к гнездам, наносим острым карандашом черту на промежуточном валу по верхней плоскости шестерни, как показано на рис. 9а. Вынимаем вал из коробки и надеваем на него шестерню, совместив ее верхнюю плоскость с ранее нанесенной чертой. На зубе вала делаем карандашом отметку по другой плоскости шестерни (рис. 96). Сняв шестерню, измеряем расстояние от края зуба вала до новой метки. Оно должно быть не менее 4,5 мм (рис. 9в). Кстати, меньшей величины и не получится, если осевая «игра» промежуточного вала установлена правильно (0,2 — 0,5 мм).

Нейтраль (между третьей и четвертой передачами. При этом положении проверяют, не задевает ли шестерня 3 за зубья вала 5 (см. рис. 5).

Рис. 10. Зубья первичного вала должны выступать за плоскость шестерни на 0,1 — 0,2 мм

Рис. 10. Зубья первичного вала должны выступать за плоскость шестерни на 0,1—0,2 мм.

Четвертая передача. Включив эту передачу, так же как и при первой, проверяем и обеспечиваем зазор между поводком верхней вилки и краем паза кулисы. Затем измеряем, насколько зубья первичного вала выступают за плоскость шестерни третьей передачи (рис. 10). Если более чем на 0,2 мм, то кулачки шестерни третьей передачи станут недостаточно глубоко входить в отверстия шестерни четвертой передачи. Уменьшить эту величину можно, подогнув корпус фиксатора. При западании зубьев нужно поднять первичный вал, подложив под него стальную закаленную шайбу нужной толщины.

Вращая прижатый к подшипнику промежуточный вал, проверяем, не трутся ли одна о другую шестерни 3 и 4 (рис. 5).

В заключение повторяем все проверочные операции, о которых шла речь, на всех передачах.

СОЕДИНЕНИЕ ПОЛОВИН КАРТЕРА

Особенности этой операции подробно освещены в № 6 журнала за 1969 год. Напомним лишь основные рекомендации. Перед соединением нужно включить нейтраль между первой и второй передачами. Правую половину картера с установленным коренным подшипником обязательно нагреть до 80—100 градусов (не открытым пламенем!) и надеть на коленчатый вал и валы коробки. Чтобы ведомая шестерня четвертой передачи вошла в зацепление с ведущей, надо поворачивать звездочку коробки.

Я. БУЗЕК,
Б. СИНЕЛЬНИКОВ,
инженеры

1970N03P26-27









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua