Мотоцикл с коляской

Третье колесо

 

Взаимное положение мотоцикла и коляски

Взаимное положение мотоцикла и коляски: аlfa — угол развала; beta — угол схождения; а, b — расстояния между рейками сзади и впереди мотоцикла» по которым определяют схождение колес; с — расстояние между отвесом и плоскостью колеса, выражающее развал.

Взаимное положение мотоцикла и коляски

Вы купили мотоцикл с коляской. И вот он, собранный и освобожденный от консервирующей смазки, стоит перед вами готовый к работе. Вы опытный водитель, наездили уже много тысяч километров на мотоциклах-одиночках. Кажется, все теперь будет просто и с этой машиной: включил передачу, дал «газ» — и поехали! Но с первых же метров вы ощущаете, как странно ведет себя мотоцикл — не слушается, рыскает, старается свернуть в сторону, и, чтобы сладить с ним, приходится держать руль изо всех сил. В чем же дело?

Вы знаете по опыту, что, когда едешь на велосипеде или мотоцикле-одиночке по ровной дороге, к рулю практически не надо прилагать никакого усилия. Это обусловлено тем, что действующие на него сила тяги и все силы сопротивления лежат в плоскости симметрии мотоцикла и поэтому не отклоняют его от прямолинейного движения.

Но вот к нему прицеплена коляска. Появилось третье колесо, расположенное в стороне от первых двух. Поскольку на коляску, как и на мотоцикл, действуют силы сопротивления качению колеса и сопротивление воздуха, они создают момент, поворачивающий мотоцикл вокруг третьей точки опоры. По мере увеличения скорости силы сопротивления растут, а при замедлении — уменьшаются. Водителю приходится все время удерживать руль, чтобы мотоцикл шел в прямом направлении, и делать довольно значительное усилие, чтобы заставить его повернуть, особенно влево.

Развал и схождение. Между тем сотни тысяч мотоциклистов с удовольствием и не слишком утомляясь совершают такие же поездки, как на мотоциклах-одиночках. В чем же дело? А в том, что мотоцикл и коляску соединяют определенным образом, чтобы появились силы, противодействующие самопроизвольному повороту машины. Взгляните на рисунок. Мотоцикл отклонен от коляски, как при повороте налево. Благодаря этому возникает момент силы тяжести относительно рулевой колонки, препятствующий поворачиванию мотоцикла вправо. Кроме того, колесо коляски располагают под небольшим (2—3°) углом навстречу переднему колесу, что также уменьшает момент, стремящийся повернуть машину.

Угол наклона, называемый углом развала, и угол между плоскостями колес мотоцикла и колеса коляски, именуемый углом схождения, выбирают на заводе по результатам дорожных испытаний. Однако, пользуясь этими данными, водитель должен иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Рекомендуемые инструкцией углы установки коляски являются наивыгоднейшими лишь для определенной, наиболее часто используемой скорости (обычно 60—70 км/час), поскольку с ее изменением иными становятся и силы, и моменты, действующие на машину. В этом легко убедиться на практике, если проехать по одному и тому же участку шоссе (а лучше ровной площадке) с разной скоростью. Вы заметите, что только при каком-то одном ее значении мотоцикл будет идти прямолинейно, не требуя корректировок рулем. Его в это время вообще можно не держать руками.

Второй фактор — загрузка машины. Нетрудно представить себе, что угол развала заметно уменьшится, если пассажир или груз разместить в коляске, и незначительно увеличится, если пассажир сядет на мотоцикл. Разумеется, это по-разному отразится на управляемости.

Таким образом, мы должны учитывать, где, с какой скоростью и нагрузкой предстоит ехать, и в зависимости от этого устанавливать углы развала и схождения, чтобы максимально облегчить управление мотоциклом. Взаимное положение машины и коляски регулируют при помощи резьбовых наконечников на соединительных тягах.

Выбрав ровную горизонтальную площадку, ставим мотоцикл на центральную подставку и проверяем, лежат ли колеса мотоцикла в одной плоскости. Делать это удобно при помощи деревянного бруска длиной около 2 м, в котором сделаны соответствующие вырезы, чтобы он мог прилегать к ободу каждого колеса в двух противоположных точках. Если на мотоцикле с цепной передачей заднее колесо развернуто относительно переднего (оно касается бруска в одном месте), регулируют его положение перемещением соответствующего конца оси, следя при этом за натяжением цепи. Затем, приложив такой же брусок к колесу коляски, замеряют разность расстояний между задними и передними концами обоих брусков (см. рисунок), хотя бы рулеткой. Это и есть величина сходимости. Она приведена в инструкции.

Теперь регулируют развал. Для этого к наружной стороне обода переднего колеса мотоцикла прикладывают линейку или брусок длиной около 600 мм. К верхнему концу линейки прижимают отвес, сделанный из любого грузика и нитки. Угол между линейкой и отвесом и равен углу развала (см. рисунок). Так как измерить этот угол трудно, обычно определяют расстояние между нижним торцем линейки и отвесом (углу 2° на длине отвеса 500 мм соответствует расстояние 17,5 мм). Желательно определить по отдельности развал переднего и заднего колес (в идеальном случае оба замера должны дать одинаковые результаты) и использовать среднее арифметическое значение — тогда замер будет точнее. Регулируют угол развала изменением длины тяг.

Но как бы точно ни были установлены углы, окончательно проверить все можно только на ходу. Выберите ровный, прямой участок шоссе, разгонитесь до скорости 60—70 км/час и соблюдайте постоянный «газ», лишь слегка придерживая руль руками или совсем отпустив его. Если мотоцикл пройдет 50—60 м, не сворачивая с прямой, — значит регулировка сделана верно. Если машину ведет вправо — развал необходимо увеличить, в противоположную сторону — уменьшить. После этого хорошо законтрите регулировочные гайки. Помните, правильная установка коляски обеспечивает наименьший износ шин и ходовой части. И еще один совет: на неровной дороге подтягивайте демпфер руля, это поможет при переезде препятствий.

Тормоза. Попробуйте ответить на вопрос: что легче «осадить на всем скаку» — мотоцикл-одиночку или тот же мотоцикл, но с коляской? Казалось бы, при равной эффективности тормозов проще затормозить одиночку. Оказывается, все наоборот. Испытания показали, что, например, для ЯВЫ-634 с коляской тормозной путь со скорости 60 км/час равен 22 м, то есть на 5 м меньше, чем без коляски.

Большую роль, чем технические свойства мотоцикла, тут играет умение водителя удержать машину, движущуюся на грани заноса. И здесь коляска положительно влияет на устойчивость.

Регулировать тормоз коляски надо так, чтобы он срабатывал немного позднее заднего тормоза мотоцикла — это предотвратит занос при экстренном торможении. Советуем сначала действовать передним тормозом — эффективность его более высока, особенно двухкулачкового (последние модели «Днепра», «Урала», ЯВА-634), а затем уже задним.

Динамика: Если по величине максимального замедления у мотоцикла с коляской есть некоторое преимущество •в сравнении с одиночкой, то по ускорению он значительно уступает ей. Испытания показывают, что приемистость груженого мотоцикла с коляской почти в 1,5 раза хуже, чем у одиночки. Дело в том, что из-за коляски резко увеличиваются масса машины и силы сопротивления движению, в первую очередь — из-за сопротивления воздуха. Для того чтобы согласовать мощности ую характеристику двигателя с возросшей нагрузкой, необходимо изменить передаточное отношение. Достигают этого установкой ведущей звездочки задней передачи с меньшим числом зубьев, чем у одиночки, — 16 вместо 19 у «Юпитера», 15 вместо 18 у ЯВЫ-634 (тяжелые мотоциклы, выпускаемые только с коляской, уже имеют соответствующее передаточное отношение). Конечно, максимальная скорость при этом упадет, но зато увеличится тяговое усилие на заднем колесе. Если у «Юпитера—3» скорость достигает 120 км/час и двигатель при этом развивает 6500 об/мин, то с коляской она уже равна 90 км/час и обороты — всего 5300 об/мин. Если же поставить звездочку с большим числом зубьев, например с семнадцатью (от «Планеты—3»), то мотоцикл потеряет в приемистости, а на шоссе встречный ветер или небольшой подъем заставят идти на третьей или второй передаче.

Расход топлива у машины с коляской в зависимости от условий может быть почти в два раза больше, чем у одиночки. Поэтому не торопитесь регулировать карбюратор.

Вождение. Итак, мотоцикл, как говорят, выставлен относительно коляски, все хорошо отрегулировано и закреплено. По прямой он катится легко, руль не тянет в сторону, его надо лишь слегка придерживать руками. Но вот приближается- поворот. Сбросьте «газ» и, если скорость все же велика, осадите машину тормозами. Теперь включите ту передачу, на которой вы уверенно минуете все закругления дороги. Если поворот правый, то, проходя его, слегка прибавьте «газ», чтобы мотоцикл обгонял коляску, а поворачивая налево, наоборот, слегка притормаживайте, чтобы коляска обгоняла его. Эти приемы позволяют проходить повороты увереннее и с большей скоростью, чем при постоянном «газе». Каждой определенной скорости соответствует определенный, максимально допустимый угол поворота руля, причем с ее повышением этот угол уменьшается. Поэтому правый поворот, как более опасный из-за возможности опрокидывания, надо проходить плавно, не поворачивая резко руль, не тормозя и не прибавляя резко «газ». Но даже если коляска оторвалась от земли, не пугайтесь, сбросьте «газ» и слегка потяните руль влево. Колесо коляски тут же опустится на землю.

Чтобы скорее освоить технику вождения, стоит потренироваться на ровной площадке, уложив в коляску какой-нибудь груз. Когда водитель и мотоцикл станут понимать друг друга с полуслова, поездки будут доставлять большое удовольствие.

Л. ОВСИЕВИЧ, инженер

 

1977N07P36-37








Связь с администрацией: [email protected]