Боковой прицеп к мотоциклу ИЖ

Своими руками

 

 

«...Три года, как я увлекся мототуризмом. Это прекрасный вид отдыха. Наша группа в конце лета предполагает совершить путешествие в 8 тысяч километров. Четыре ИЖа мы хотели бы оснастить боковыми прицепами собственного изготовления. Но вот беда: нигде не можем раздобыть чертежи. Не сможет ли редакция «За рулем» помочь нам?»

Это письмо прислал А. Викулов с Орловщины. С такой же просьбой обратились к нам многие другие товарищи.

О том, как сделать такой прицеп, уже рассказывалось в № 7 журнала за 1959 и № 8 за 1961 год. Однако, идя навстречу пожеланиям читателей, мы возвращаемся к этой теме и публикуем статью инженера В. Лылова, являющуюся ответом на многочисленные вопросы, полученные редакцией.

Боковой прицеп состоит из рамы, кузова и колеса с подвеской.

 

Рама бокового прицепа коляски мотоцикла ИЖ

Рис. 1. Рама бокового прицепа: 1 — шаровой зажим; 2 — фланец; 3 — растяжка; 4 — шаровой зажим; 5 — растяжка; 6 — болт в виде вилки; 7 — четыре кольца, предотвращающие перемещение кузова; 8 — подножка; 9 — ось крепления грязевого щитка; 10 — три болта, крепящие торсион

 

 

Рама — прямоугольной формы (рис. 1), изготовляется из труб (сталь 20—35), усиливаемых в местах сварки косынками. Поперечную переднюю и продольную правую части ее делают из одной трубы, загнутой под прямым углом. Если немного отступя вы приварите подножку 8, то она намного облегчит посадку пассажира в кузов. Сечение задней трубы 50 X 3 мм, остальных — 42 X X 3,5 мм.

 

 

Задняя труба рамы с торсионом: 1 — качающийся рычаг; 2 — опорная труба; 3 — торсионный вал; 4 — муфта

Рис. 2. Задняя труба рамы с торсионом: 1 — качающийся рычаг; 2 — опорная труба; 3 — торсионный вал; 4 — муфта

 

 

Колесо установите на качающемся рычаге. Один конец рычага вставляется в опорную трубу, которая вращается в ступице, установленной на поперечной задней трубе (рис. 2) рамы. Здесь же внутри проходит вал торсиона, выполняющий роль амортизатора. Изготовьте его из стали 60С2А и закалите до твердости Rc40—48. При наезде колеса на препятствие торсионный вал благодаря своей упругости закручивается, при переезде — раскручивается и возвращает колесо прицепа в исходное положение. Крепится он в трубе так. Один конец с мелкими шлицами располагается в отверстии муфты 4, закрепленный тремя болтами; другой — в опорной трубе 2, также имеющей отверстие с мелкими шлицами.

 

Так следует устанавливать на раму пружинно-гидравлический амортизатор

Рис. 3. Так следует устанавливать на раму пружинно-гидравлический амортизатор

 

Вместо торсионной можно использовать пружинную подвеску с гидравлическим гасителем колебаний. Для этого возьмите амортизатор от ИЖа и укрепите его одним концом на качающемся рычаге, а другим в ушках трубы, приваренной, как показано на рис. 3. Такая конструкция проще и избавит вас от необходимости изготовлять торсионный вал.

 

Кузов прицепа

Рис. 4. Кузов прицепа

 

Кузов прицепа (рис. 4) изготовьте из листовой стали толщиной 1 мм. Крепится он к раме в четырех точках стальными хомутами с прокладками из 8—10 миллиметровой резины. От поперечного перемещения его предохраняют четыре кольца 7 (см. рис. 1), приваренные к раме.

Установите в кузове мягкое сиденье, смонтируйте грязевой щиток, на котором не забудьте укрепить передний и задний габаритные фонари.

 

Крепление грязевого щитка к раме: 1 — ось крепления; 2 — качающийся рычаг; 3 — ось колеса прицепа; 4 — кронштейн; 5 — щиток; 6 — шаровой зажим; 7 — болт в виде вилки

Рис. 5. Крепление грязевого щитка к раме: 1 — ось крепления; 2 — качающийся рычаг; 3 — ось колеса прицепа; 4 — кронштейн; 5 — щиток; 6 — шаровой зажим; 7 — болт в виде вилки

 

Грязевой щиток 5 (рис. 5) лучше укрепить так: передний конец приверните к кронштейну 4, а задний, посредством резиновых втулок, — к оси 1 крепления.

Боковой прицеп крепится к мотоциклу в четырех точках. Для этой цели служат два шаровых зажима 1 и 4 (см. рис. 1) и две регулируемые по длине растяжки 3 и 5. Эти детали располагаются на раме. С левой стороны к концу задней трубы приваривается фланец 2, имеющий двенадцать отверстий, расположенных по окружности на равных расстояниях. К нему четырьмя болтами М10х25 крепится шаровой зажим 1. Немного дальше, на продольной трубе, двумя полумуфтами крепится задняя растяжка 3. Она может перемещаться в продольном и поперечном направлениях. В левом конце передней поперечной трубы следует укрепить шаровой зажим 4 — двумя болтами, один из которых специальный 6, выполненный в виде вилки, служит для крепления передней растяжки 5.

 

Ось колеса коляски

Рис. 6. Ось колеса коляски

 

После того как прицеп готов, вы можете присоединить его к мотоциклу. Положение мотоцикла по отношению к прицепу регулируют растяжками. Чтобы коляска не тянула в сторону при езде, отрегулируйте переднее крепление так, чтобы схождение колеса прицепа не превышало 10 мм, а угол развала мотоцикла и прицепа — 2 градуса. Для большей устойчивости машины немного подтяните демпфер руля. Но не забудьте установить новую цепную звездочку на один-два зуба меньше, чем у стандартной. Это увеличит тяговую характеристику машины.

В заключение хотим обратить внимание каждого, кто приступит к изготовлению прицепа, на то, что все работы следует проводить очень тщательно и в полном соответствии с техническими требованиями, опубликованными в № 8 журнала «За рулем» за 1965 год. От качества работ зависит не только долговечность мотоцикла и прицепа, но и безаварийность.

В. ЛЫЛОВ, инженер


 

1966N04P26-27








Связь с администрацией: [email protected]