Испытание мотоцикла ИЖ Юпитер 3

Юпитеру можно верить

 

23 июня 1971. Половина шестого утра. Но солнце уже высоко. Рабочий Ижевск просыпается. На улицах появляются прохожие. Пора ехать. Мотоцикл с вечера заправлен «под пробку», вещи уложены. Несколько нажимов на педаль кик-стартера, включено зажигание, и мотор оживает. Его ровный, бодрый рокот вселяет уверенность: все будет хорошо. На спидометре — 9 километров. Жизнь мотоцикла только начинается.

Испытание мотоцикла ИЖ Юпитер 3

27 июня. Сегодня много пришлось поколесить по лесным дорогам вокруг озера Глухого, неподалеку от г. Волжска. Сыпучий песок, глубокие колеи. Трудно разогнаться, но когда это удается, то на скорости 50—60 км/час мотоцикл идет, как лодка по волнам. Его швыряет, разворачивает, он требет песок, но идет. Очень помогают шины. Широкий профиль (3,50—18), глубокий рисунок протектора — за такие покрышки не раз скажут спасибо жители села...

20 июля. На спидометре 4200 километров. Провел все техобслуживание по графику. Особо пришлось обратить внимание на спицы — заметно ослабли. Поменял местами колеса. На одном из них стоит шина старой модели — Л-162, на ней заметны следы износа. Протектор покрышек К-74 (см. «За рулем», 1971, N2 8) девственно свеж, будто они только что поставлены.

 

1.	Такой замок на крышке ящика не требует сложного ключа

1. Такой замок на крышке ящика не требует сложного ключа.

 

27 августа. На спидометре 6250 километров. Прошедший месяц мотоцикл в основном эксплуатировался в городе. Все время резко переменные режимы, рывки от светофора до светофора. Вот где сказывается мощность: легковые автомобили часто остаются позади. Впрочем, тут же нужно сказать спасибо и отличным тормозам, особенно нововведенному — на колесе коляски.

Замерил средний расход топлива. Получается около 7,9 л/100 км. То есть бака хватает примерно на 220—230 километров. Конечно, 25 лошадиных сил, втиснутых в 347 см3 рабочего объема, нужно чем-то «прокормить», но хотелось бы иметь дело с меньшим аппетитом. Судя по всему, этой машине нужен просто другой, более совершенный карбюратор. К-36Д не может приготовить смесь в нужном количестве и нужного качества для всех режимов.

10 сентября. Львов. На спидометре 8500 километров. Отказала одна свеча. Пришлось поставить А11У. Очень быстро вышла из строя. Поставил чехословацкую 14-2-7, ее калильное число примерно то же, что и у «родной» А7,5УС.

16 сентября. Кишинев. Донимают дожди. Уже целую неделю. Все Закарпатье прошел под дождем. Но мотоцикл ведет себя образцово, уверенно влезает на перевалы, оберегает меня от толчков на неровностях, «прилипает» к мокрой дороге почти так же хорошо, как к сухой.

25 сентября. Вчера за день пройдено 900 километров от Киева до Москвы. Мотоцикл уверенно держит скорость 80—85 км/час, и так можно ехать по 200 километров без остановки, практически от заправки до заправки. При обгонах скорость легко поднимается до 100 км/час. Очень сильно сказывается большое лобовое сопротивление: при встречном ветре ехать трудно. На спидометре уже 11120 километров...

18 октября. Деревья еще стоят в золотом наряде, а на дороге уже зима. Неожиданно выпал мокрый снег и сразу покрыл землю толстым белым одеялом. Надо приспосабливаться к новым условиям и очень осторожно пользоваться «газом». Мощный мотор и сравнительно легкая машина — при таком сочетании колесо легко пробуксовывает. Пришлось немного (на 0,2—0,3 атм) снизить давление в шине, чтобы улучшить контакт с дорогой, поскольку езжу один.

20 ноября. На спидометре 12 240 километров. С наступлением холодов вынужден был (как и рекомендует инструкция) сделать масло в коробке передач более жидким, чтобы не слипались диски сцепления, и заменить жидкость в амортизаторах веретенным маслом. Мотоцикл по-прежнему безотказен, утром легко запускается, хотя стоит под открытым небом.

22 декабря. Через неделю Новый год, а нз дорогах «каша», целый день идет то снег, то дождь, утром сплошной гололед. Ездить по городу трудно. Но теперь я уже больше уверен в мотоцикле, чем в себе.

 

2.	Ручки капота коляски находятся в неприятной близости от ног пассажира

2. Ручки капота коляски находятся в неприятной близости от ног пассажира.

 

Как вы, наверное, догадались, это отрывки из блокнота, куда я заношу записи, начиная с того самого дня, когда приехал из редакции в Ижевск получать мотоцикл. Если сказать, что мотоцикл обычный, серийный, будет не совсем точно. Наш «Юпитер-3» взят из первой, так называемой установочной партии в 300 мотоциклов, когда серийный технологический процесс еще только отрабатывался. Все 299 его близнецов остались в Ижевске: так легче проследить за их поведением, а ИЖ-Ю3К, рама № 86850, двигатель № 86850 был выделен для испытаний редакции.

Думается, отрывки из дневника в достаточной степени показывают, насколько серьезно мы подошли к своей задаче и какие жесткие требования предъявили к мотоциклу.

Общие впечатления от машины самые отрадные. «Юпитер-3» перенял от своих предшественников все лучшее, что у них было: выносливость, прочность, надежность. Но стал сильнее, стройнее, элегантнее. Радуют глаз новые линии, новая расцветка. Спокойнее стала посадка водителя — руль поднят выше, а бензобак чуть сужен к седлу. Световые указатели поворота сделали пользование мотоциклом еще более приятным. Стоит, пожалуй, отметить и такую мелочь: ручки руля и накладки бензобака из светло-серой бензомаслостойкой резины совершенно не пачкают рук. И еще многое понравится водителям: удобное сиденье в коляске, и так кстати поставленный на нее багажник, заботливо снабженный резинками с крючками, и (опять же забота!) появление пластмассовой ванночки в инструментальном ящике. В ней всегда можно при случае промыть деталь, отмерить масло.

Но было бы неправильно отметить только плюсы. Наша задача — выявить и недостатки (с точки зрения потребителя), которые может заметить человек свежий, далекий от завода. И сказать о них, чтобы наши мотоциклы стали еще лучше. А такие недостатки есть. К сожалению, многие из них достались новой машине в наследство. Я не хочу повторять все, на что обратили уже внимание в своей статье «Не пора ли приборам в отставку?» («За рулем, 1971, № 8) Г. Писарев и Л. Лаговский. Там правильно отмечены и плохая фара и слабый сигнал. Мне хочется остановиться на тех досадных «мелочах», которые портят впечатление от прекрасной в целом машины. Можно начать этот перечень с замка зажигания. Его конструкция не меняется уже второй десяток лет. Пользование замком предельно просто: пятилетние карапузы знают, что если воткнуть в него палочку, то можно «бибикнуть». Некоторые дяди повзрослее делают практические выводы, — пользуясь таким способом, можно покататься на первой попавшейся машиье. И эта беззащитность мотоцикла сквозит во всем. Седло вместе с номером, фонарем и указателями поворота держится на простом крючке и снимается моментально. Аккумуляторный и инструментальный ящики практически не имеют замков, хотя магазинные полки не ломятся от аккумуляторов. Спинка сиденья коляски защищает вход в багажное отделение. Но что за замок в ней. Однажды, оставив дома ключ и попав под дождь, я достал из багажника плащ, открыв этот замок большой канцелярской скрепкой.

Следовало бы обратить внимание на конструкцию седла. Оно хоть и стало шире, удобнее, но долго на нем не высидишь, особенно в тонких летних брюках: острые углы натирают ноги.

Особо следует сказать о коляске. При всех неоспоримых преимуществах (форма, удобство, подвеска, тормоз и др.) она имеет и ряд конструктивных недоработок. Над ними следует подумать изготовителям—«конструкторам Вятско-Полянского завода. В первую очередь нужно решить вопрос о водозащите кузова.

 

3.	Чтобы щиток колеса коляски полнее отвечал своему назначению, пришлось удлинить его при помощи резинового брызговика

3. Чтобы щиток колеса коляски полнее отвечал своему назначению, пришлось удлинить его при помощи резинового брызговика.

 

Неудобно расположены ручки для закрывания капота и запирающий рычажок (у него, кроме того, очень острые края).

Щиток колеса коляски стоит высоко, и в дождь от него вода летит, как из брандспойта. Следовало бы изменить немного конструкцию щитка.

 

4.	Щель, остающаяся между спинкой сиденья и кузовом, не украшает машину

4. Щель, остающаяся между спинкой сиденья и кузовом, не украшает машину.

 

В общем-то, недостатков немного. Главное, они не носят принципиального конструктивного характера, и устранить их несложно. Конечно, «юпитеры», которые получат в руки наши читатели, будут уже лучше. Этому способствовали те 300 первых машин, к числу которых принадлежит и наша, редакционная.

Когда писались эти строки, спидометр отсчитывал 14-ю тысячу километров. Уже прочно установилась пора «белых дорог», с каждым днем крепчали морозы. Настороженное отношение к новой машине сменилось спокойной уверенностью. Но работа продолжается. «Юпитер» еще должен ответить на многие вопросы. Мы предложим ему самые различные условия эксплуатации. Чем они будут труднее — тем полнее будет проверка. Я уверен, что мотоцикл ИЖ Юпитер-3 справится с любой задачей. Это прекрасная машина, создание которой открывает новые перспективы.

Глубоко убежден: «Юпитеру» можно верить!

Б. ДЕМЧЕНКО,
мастер спорта


1972N03P12-13









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua