Вопросы эксплуатации мотоцикла ИЖ Юпитер

Тем, кто ездит на мотоцикле ИЖ Юпитер

 

В редакцию приходит много писем, авторов которых интересуют различные вопросы эксплуатации мотоцикла ИЖ-Юпитер. На некоторые из этих вопросов мы попросили ответить инженера Ижевского завода В. АБРАМЯНА.

 

Двухцилиндровый двигатель «ИЖ-Юпитер» во многом отличается от широкоизвестных одноцилиндровых двигателей ИЖ-49, ИЖ-56, «ИЖ-Планета». С этими отличиями связан ряд определенных требований к правилам регулировок, ухода за мотоциклом и его технического обслуживания. Рассмотрим некоторые из них.

Отцепив коляску, не забудьте сменить звездочку!

Мотоцикл «ИЖ-Юпитер» выпускается с боковым прицепом и при полной нагрузке (водитель и два пассажира) развивает на оборотах максимальной мощности скорость до 85—90 км/час.

Но многие мотоциклисты время от времени отсоединяют коляску. В этом случае (если не изменять число зубьев звездочки на вторичном валу коробки передач) можно развить скорость свыше 100 км/час. Число оборотов коленчатого вала двигателя становится недопустимо высоким и достигает 6500—6700 в минуту, в то время как обороты максимальной мощности двигателя составляют 5100—5300 в минуту. Такое резкое увеличение вызывает перегрев двигателя, ухудшение условий смазки, особенно роликового подшипника нижней головки шатуна, и может привести к его разрушению.

Именно поэтому в инструкции по уходу и эксплуатации специально указано, что при езде на мотоцикле-одиночке на вторичном валу коробки передач должна стоять звездочка с числом зубьев 18 (вместо 16 при езде с боковым прицепом). Тогда можно развить максимальную скорость — 110—115 км/час, а обороты двигателя при этом не превысят нормальные — 5100—5300 в минуту.

Правда, сейчас этот пункт инструкции немного устарел. После испытаний на заводе принято решение устанавливать на вторичном валу мотоцикла-одиночки звездочку с 19 зубьями. Это улучшает работу двигателя.

Следует твердо помнить, что если звездочки с числом зубьев 18 (или 19) нет, то нельзя на мотоцикле-одиночке превышать 85—90 км/час.

Но не только это сказывается на долговечности и надежности двигателя.

После пуска двигателя, особенно в холодное время, некоторые мотоциклисты для более быстрого прогрева пользуются «прогазовкой» на холостом ходу. Двигатель резко завывает, обороты его достигают 6000—6500 в минуту, а это, как уже говорилось, вредно отражается на работе его узлов и деталей.

Для долговечности и безотказной работы двигателя рекомендуется соблюдать указанные в таблице предельные величины скоростей движения обкатанного мотоцикла на каждой передаче.

 

Передача При звездочке на вторичном валу с z=18 (с боковым прицепом или на одиночке)

При звездочке на вторичном валу с z=18 (на одиночке)

Первая 15 км/час 20 км/час
Вторая 30 км/час 40 км/час
Третья 60 км/час 75 км/час
Четвертая 90 км/час 110 км/час


В случае необходимости эти скорости можно превысить, но не более чем на 2—3 секунды.

Следует помнить, что после замены звездочки на вторичном валу пружинная защелка замка цепи должна быть надежно установлена неразрезанным концом вперед. Это предотвратит соскакивание цепи.

Чем чище, тем сохраннее

При эксплуатации необходимо следить за чистотой наружных поверхностей узлов и деталей двигателя, и е первую очередь головки цилиндра, картера, выпускных труб, глушителя. Дело тут не только во внешнем виде мотоцикла. Грязь и пыль на двигателе ухудшают его охлаждение. Это может вызвать перегрев и, как следствие, детонацию, падение мощности; не исключено даже заклинивание поршня в цилиндре.

Если поверхность «двигателя покрыта маслом и бензином, то может возникнуть пожар. Скопление масла и бензина на картере под защитными шторками карбюратора обычно происходит при излишнем переполнении топливом поплавковой камеры, заедании поплавкового механизма, установке карбюратора с перекосом. Бензин и масло могут попасть в полость генератора через отверстие для пучка проводов в передней части картера. Для воспламенения накопившихся под крышкой генератора паров бензина достаточно искрения на контактах прерывателей. Пламя проникает через то же отверстие и поджигает бензин и масло, скопившиеся при плохом уходе на картере. А ликвидировать пожар на загрязненном, замасленном мотоцикле без специальных средств трудно. Поэтому для его предотвращения необходимо при остановке обязательно закрывать бензокраник, своевременно удалять бензин и масло с поверхности двигателя (особенно важно снимать их под защитными шторками). И, конечно, не допускать подтекания топлива из карбюратора, бензокраника.

Были случаи, когда из-за скопления бензина под шторками карбюратора машины загорались. Чтобы предотвратить такие случаи, у мотоцикла «ИЖ-Юпитер» отверстие для пучка проводов генератора перенесено в другое место.

Почему возникает вибрация?

Некоторые мотоциклисты задают вопрос: почему иногда на мотоциклах «ИЖ-Юпитер» (появляется вибрация, как ее устранить?

На страницах журнала «За рулем» (№ 5, 1963 г.) уже рассказывалось, что появляющаяся на отдельных мотоциклах ИЖ-56 вибрация есть результат совпадения собственной частоты колебаний рамы и частоты вынужденных колебаний двигателя.

Причина появления вибрации на «ИЖ-Юпитере» заключается в ослаблении закрепления двигателя на раме. Для ее устранения необходимо лишь подтянуть гайки крепления, особенно в задней части.

Цилиндры должны работать одинаково

Как установлено исследованиями, на многоцилиндровых автомобильных и мотоциклетных карбюраторных двигателях при наличии общего впускного тракта качественный состав смеси, поступающей в разные цилиндры, всегда неодинаков.

У двухцилиндрового двигателя «ИЖ-Юпитер» правильное распределение смеси по цилиндрам в первую очередь зависит от карбюратора. В этом кроется ответ на вопросы некоторых владельцев мотоциклов «ИЖ-Юпитер» о том, чем может быть вызван при работе двигателя перегрев одного цилиндра, почему один глушитель очень сильно дымит, а в другом выход отработавших газов почти незаметен.

Во время впуска под действием разрежения воздух поступает в кривошипную камеру, проходя через диффузор карбюратора. Скорость потока воздуха в узком сечении диффузора возрастает, следовательно, увеличивается разрежение. Благодаря разности давлений в поплавковой камере карбюратора, соединенной с атмосферой, и в диффузоре из распылителя начинает фонтанировать топливо. Струя его попадает в воздушный поток, скорость которого во много раз больше. Из-за разности скоростей топливо раздробляется, смешивается с воздухом, испаряется, частично оседает на стенках карбюратора и впускного патрубка и в виде пленки движется в кривошипную камеру. Если во впускном тракте имеется какой-либо выступ, то может получиться завихрение потока воздуха, нарушающее движение пленки по поверхности канала.

Если выступ расположен во впускном тракте с одной стороны, то это приведет к тому, что цилиндры начнут работать неравномерно, так как из-за нарушения симметричности в движении пленки в один -из цилиндров будет попадать больше топлива, а в другой — меньше.

Практически на мотоцикле «ИЖ-Юпитер» неравномерная работа цилиндров может быть обусловлена также выступами между сопловой камерой и корпусом карбюратора. Чтобы обнаружить их, нужно приложить металлическую линейку к плоскости диффузора. Удаляют выступы шабером.

Кроме того, следует проверить и, если имеются, устранить выступы в месте слияния переходного патрубка с карбюратором.

При проверке нормально отрегулированный карбюратор с открытым наполовину воздушным корректором должен обеспечивать трогание с места и движение на первой и второй передачах на каждом из цилиндров. Конечно, проверку, как и регулировку карбюратора, необходимо производить >на прогретом двигателе с установленным воздухофильтром.

Цилиндры отключаются поочередно

Как отключить один из цилиндров? Для этого надо снять со свечей провода высокого напряжения и замкнуть их на «массу», чтобы не было пробоя катушек зажигания.

Как увеличить долговечность сальников?

Температурный режим работы оказывает большое влияние на долговечность сальников, уплотняющих кривошипные камеры. Сальники эти изготовлены из маслобензостойкой резины. Чем выше температура двигателя, тем быстрее рабочие кромки сальников теряют упругие качества, «костенеют», становятся неэластичными, жесткими. Можно заливать в полость среднего маховика 100—150 см3 автотракторного масла АК-6 или АК-10. Это обеспечит снижение температуры сальников в среднем на 25— 30 градусов и значительное повышение их долговечности. На выпущенных уже мотоциклах «ИЖ-Юпитер» нет специального отверстия для заливки масла в полость среднего маховика. Но для этого можно пользоваться люком затяжки маховика, когда отцеплен боковой прицеп и есть возможность положить мотоцикл набок.

Можно самостоятельно просверлить с левой стороны в передней части картера резьбовое отверстие в полость среднего маховика и сделать пробку. Двигатели, в которых предусмотрена возможность легкодоступной заправки маслом, будут выпускаться в ближайшее время.

Возможна ли установка двигателя «ИЖ-Юпитер» на мотоцикл ИЖ-56?

Да, возможна. Для этого нужны лишь сравнительно небольшие переделки точек крепления двигателя на раме. Конечно, это связано с некоторой затратой средств на дополнительные детали.

Что же необходимо сделать?

Прежде всего следует удалить с рамы кронштейн крепления задних точек двигателя ИЖ-56. Это связано с тем, что двигатель «ИЖ-Юпитер» сзади крепится к раме только в одной точке при помощи кронштейнов, приваренных к трубам, идущим к подседельному узлу. Кронштейны для крепления двигателя «ИЖ-Юпитер» в задней точке (рис. 1) должны быть расположены и приварены на раме в строгом соответствии с указанными на рис. 2 размерами. Для крепления «а раме двигателя «ИЖ-Юпитер» в передней части надо сделать две пластины-«щечки» в соответствии с рис. 3. Кроме того, к трубе, расположенной под топливным баком, необходимо приварить кронштейн для крепления второй катушки зажигания.

 

Кронштейн для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в задней точке

Рис. 1. Кронштейн для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в задней точке

 

Глушители мотоцикла ИЖ-56 могут быть установлены и с двигателем «ИЖ-Юпитер», но выпускные трубы потребуются новые, используемые только на «ИЖ-Юпитере».

 

Места сварки кронштейнов с рамой

Рис. 2. Места сварки кронштейнов с рамой

 

На двигателе «ИЖ-Юлитер» применяется карбюратор К-28Ж с контактно-масляным воздухофильтром. В случае использования карбюратора К-28Д надо установить главный топливный жиклер пропускной способностью 270 см3/мин.

 

Пластина для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в передней точке

Рис. 3. Пластина для крепления двигателя ИЖ-Юпитер к раме ИЖ-56 в передней точке

 

Мотоцикл должен быть укомплектован тросами сцепления, корректора и газа, защитными кожухами (шторками) карбюратора, кронштейном рычага выжима сцепления с регулировочным винтом, то есть деталями «ИЖ-Юпитера», которые также необходимы при установке и эксплуатации двигателя «ИЖ-Юпитер» на ИЖ-56.

На мотоцикле ИЖ-56 положительный полюс батареи соединен с «массой», отрицательный включен в сеть, а на «ИЖ-Юпитере» наоборот. Поэтому при подключении генератора Г-36-М2 двигателя «ИЖ-Юпитер» в электрическую схему мотоцикла ИЖ-56 обязательно надо изменить (подключение проводов аккумулятора, а именно: плюс — в сеть, а минус — на «массу». Это очень важно, так как иначе быстро разрядится аккумулятор. О неправильном подключении сигнализирует контрольная лампа, которая при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом.

Условия эксплуатации мотоцикла с коляской те же, о которых говорилось в начале статьи.

В. АБРАМЯН, инженер, г. Ижевск

 

 


1964N05P25-26









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua