Аккумулятор на мотоцикле Ковровец 175

Как установить аккумулятор

 

 

Многим полюбился легкий и достаточно сильный мотоцикл Ковровец-175. Однако владельцев этой машины огорчает слабый свет при медленной езде в ночное время. Как устранить этот недостаток? — задают вопрос читатели.

Об этом рассказывается в публикуемой ниже статье инженера Б. В. БАЗЯКИНА

 

ПОЧЕМУ СЛАБ СВЕТ НА МАЛОЙ СКОРОСТИ

Действительно, владельцы ковровских мотоциклов, оборудованных генераторами переменного тока Г-401 и Г-401А, часто сетуют на слабое освещение при движении с малой скоростью. Это объясняется тем, что напряжение, создаваемое генератором, зависит от оборотов двигателя. При больших оборотах напряжение в цепи освещения достигает 8 в, при малых — только 6 В, и после яркого света создается впечатление, будто лампы горят слабо.

У мотоциклов с питанием цепи освещения от аккумуляторной батареи напряжение в осветительных приборах не зависит от оборотов двигателя и сохраняется постоянным в пределах 6—6,4 В. Ровный свет не заставляет глаза напрягаться, и поэтому кажется, что фара и задний фонарь горят ярко.

 

ДОПОЛНЕНИЕ НЕСЛОЖНОЕ, НО ЭФФЕКТИВНОЕ

Небольшая переделка цепи освещения у мотоцикла Ковровец-175 — подключение аккумулятора — позволит получить достаточно яркий и ровный свет. Для этого потребуется совсем немного: выпрямительный мост, дроссель, аккумулятор, звуковой сигнал типа С-37 и тумблер типа ВТЗ-602-007.

Мостовая схема выпрямителя собирается на текстолите из четырех полупроводниковых диодов типа Д-303 (годятся также диоды Д-304 и Д-305). Для охлаждения диодов делают медные пластины-радиаторы (рис. 1).

 

Диод в сборе с радиатором

Рис. 1. Диод в сборе с радиатором

 

Чтобы изготовить дроссель (рис. 2), наматывают на каркас из текстолита или прессшпана 125 витков провода ПЭЛ диаметром 0,73 мм. Пакеты сердечника «б» и ярма «в» толщиной 9,5—10 мм делают из электротехнической стали и обжимают хомутом «г».

 

 

Дроссель: а — вид в сборе; б — сердечник; в — ярмо; г —хомут; д — катушка

Рис. 2. Дроссель: а — вид в сборе; б — сердечник; в — ярмо; г —хомут; д — катушка

 

В качестве аккумулятора используется батарея типа ЗМТ-6 или ЗМТ-7. Если вы возьмете батарею ЗМТР-10, то в катушке дросселя число витков следует уменьшить до 108.

В схему можно также включить лампу стоп-сигнала на 6В типа А8 с выключателем ИЖ-56 (сб.38) или ВК-854 и фонарем ФП-220.

 

Принципиальная схема: а — тумблер с клеммами 1, 2, 3, 4, 5, 6; б — переключатель света; в — генератор с точками 7, 8, 9; г — включатель стоп-сигнала; д — выпрямитель с точками 10, 11, 12, 13; е — дроссель

Рис. 3. Принципиальная схема: а — тумблер с клеммами 1, 2, 3, 4, 5, 6; б — переключатель света; в — генератор с точками 7, 8, 9; г — включатель стоп-сигнала; д — выпрямитель с точками 10, 11, 12, 13; е — дроссель

 

 

Переделка заключается в следующем. Концы обмоток генератора, подведенные к «массе» мотоцикла, отключают и выводы их разъединяют. Цепь зажигания остается без изменения, только к выводу 8 (рис. 3) подпаивают клемму. К точке 10 выпрямителя подключают один из выводов обмотки освещения, другой вывод (7) подпаивают к концу катушки дросселя и соединяют с клеммой 3 тумблера. Второй конец дросселя подпаивают к клемме 4. Тумблерные клеммы 2 и 5 соединяют между собой проводником и подключают к точке 12 выпрямителя. Точку 13 соединяют с «массой», а 11—с аккумуляторной батареей (к ней же подключают звуковой сигнал, переключатель света и лампы стоп-сигнала).

Чтобы не перепутать выводы обмоток, следует иметь а виду, что у обмоток освещения диаметр проводов 0,95—1,06 мм, а у обмоток зажигания — 0,72 мм.

Аккумуляторную батарею, дроссель и выпрямитель лучше всего разместить в инструментальном ящике мотоцикла.

 

РЕЖИМ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА

Нужно помнить, что нормальный ток зарядки аккумуляторной батареи составляет всего 0,7—0,8А. С подключением батареи к генератору переменного тока при полных оборотах двигателя образуется ток от 2 до 4,5 а, и он может быстро разрушить пластины аккумулятора. Поэтому для ограничения зарядного тока в схеме предусмотрен дроссель. При крайнем левом положении тумблера включается дроссель, при крайнем правом положении замыкаются контакты 2—4 и зарядка батареи производится от генератора.

Придерживайтесь правильных режимов зарядки аккумулятора. При езде днем (с выключенным освещением) для зарядки батареи нужно включать дроссель. При поездках в темное время со светом фары и заднего фонаря, когда ток в цепи освещения уменьшается, зарядку батареи можно осуществлять непосредственно от генератора. Если днем приходится включать освещение и скорость движения при этом высокая, тумблер устанавливают в среднее положение, и аккумуляторная батарея отключается от цепи. Перед длительными ночными поездками лучше предварительно подзарядить батарею, поездив с полчаса.

Б. БАЗЯКИН, инженер

г. Ковров



 

1966N09P19








Связь с администрацией: [email protected]