Двигатель мотороллера Тулица

 

С 1979 года тульский машиностроительный завод имени Рябицова выпускает мотороллер «Тулица» взамен «Туриста—М». Различия этих моделей были описаны в августовском номере «За рулем» 1979 года. Но просьбе многих владельцев тульских мотороллеров публикуем материал об особенностях нового двигателя и возможности его применения на прежних моделях.

Ныне завод выпускает двигатели Т—200Т для грузового мотороллера «Муравей» и Т—200A для «Тулицы». Их внешние скоростные характеристики, представленные на рисунке, говорят о том, что повышение максимальной мощности у Т—200A не повлекло ухудшения параметров двигателя на малых и средних оборотах. Фактически мощность мотора Т—200A вследствие технологического разброса при изготовлении деталей колеблется в пределах 14 — 16 л. с. Экономические же характеристики двигателей примерно одинаковы.

Мощность нового мотора поднята увеличением степени сжатия (первоначально до 9,3), изменением фаз газораспределения и введением трехканальной продувки цилиндра. В дальнейшем степень сжатия была снижена до 9,0, что повысило термическую надежность двигателя и исключило калильное зажигание, которое иногда наблюдалось при низкокачественном бензине. Большую пользу принесло применение биметаллического цилиндра с третьим продувочным каналом, который наряду с улучшением наполнения цилиндра обеспечил интенсивное охлаждение днища поршня свежей смесью, проходящей через окно в верхней его части. Это позволило даже при очень больших нагрузках практически полностью избавиться от перегрева и опасности заклинивания поршня.

Новую цилиндро-поршневую группу следует устанавливать на двигатель «Туриста» только комплектом, с узлами и деталями, указанными в табл. 1. Несоблюдение этого условия в данном случае либо не позволит собрать двигатель, либо резко ухудшит его работу и может привести к серьезным поломках! Кроме того, из картера надо удалить четыре шпильки М8. крепящие цилиндр, и в отверстиях для них нарезать резьбу М10x1.25 на глубину 20 мм. В случае, когда для крепления цилиндра заводом установлены ступенчатые шпильки (М10x1,25xМ8), последняя операция, естественно, не нужна.

 

Таблица 1. Комплект оригинальных узлов и деталей двигателя Т—200А

Наименование (в скобках — количество) Обозначение
Корпус вентилятора в сборе (1) 092 008 010
Воздухоотвод (1) 092 008 040
Кожух цилиндра в сборе (1) 092 008 060
Головка цилиндра (1) 092 010 002
Прокладка цилиндра (1) 092 010 012
Цилиндр (1) 092 010 090
Поршень (1) 092 010 030
Гайка (4) 092 010 037
Шпилька (4) 092 010 038
Прокладка головки цилиндра (1) 092 010 056
Воздухофильтр (1) 092 011 090
Шайба 10х3 (4) 000 145 437
Шпилька М8 (2) 000 170 717
Карбюратор (1) К-36Ф

 

Цилиндро-поршневую группу двигателя Т—200A нельзя устанавливать на грузовые мотороллеры, так как. во-первых, этому помешает конструкция подседельного уз па рамы, а во-вторых, настройка двигателя совершенно не соответствует режимам его работы на грузовой машине и наверняка приведет к серьезной поломке. То же относится и к собранному двигателю Т—200A, купленному в магазине.

После установки цилиндро-поршневой группы от Т—200A на двигатель «Туриста» нельзя допускать его работу на больших оборотах без нагрузки, поскольку прежняя конструкция коленчатого вала с роликовым подшипником нижней головки шатуна особенно чувствительна именно к подобным режимам и может быстро выйти из строя.

Одновременно с переделкой двигателя «Туриста» следует заменить муфту сцепления. Его пятидисковая муфта была рассчитана на небольшой крутящий момент и уже у 12-сильного варианта двигателя наблюдалось пробуксовывание сцепления на высших передачах. Новая шестидисковая муфта не только исключает этот недостаток, но и имеет значительный запас. Устанавливают сцепление так же комплектом, он приведен в табл. 2.

 

Таблица 2. Комплект сцепления двигателя Т—200А

Наименование (в скобках — количество) Обозначение
Барабан сцепления ведомый (1) 092 009 007
Барабан сцепления ведущий (1) 092 009 010
Диск сцепления опорный (1) 092 009 011
Диск сцепления ведомый (1) 092 009 012
Палец пружины сцепления (5) 092 009 013
Винт регулировки сцепления (1) 092 009 017
Пружина сцепления (5) 092 009 021
Диск сцепления ведущий (6) 092 009 030
Диск нажимной (1) 092 009 040
Шайба стопорная (1) 083 009 008
Крышка картера левая (1) 092 010 020

 

Теперь о некоторых особенностях регулировки и эксплуатации новых узлов На двигателе Т—200A более холодная свеча зажигания А17В. При вполне удовлетворительной работе во всем диапазоне она более требовательна к режимам холостого хода и малых нагрузок. Чтобы электроды не забрызгивало топливом, советуем тщательно отрегулировать систему холостого хода карбюратора в сторону обеднения. Ориентиром может служить появление небольшого «провала» на холодном двигателе при троганье мотороллера. После прогрева двигателя «провал» должен исчезнуть. При отказе свечи достаточно очистить нижнюю ее часть от нагара и прокалить в открытом пламени. По многочисленным данным испытаний, при аккуратном выполнении этих операций свечи А17В способны служить до 20 тысяч километров. Чтобы повысить надежность их работы, следует применять моторные масла с меньшем количеством различных присадок — АС 8 (Ю), ДС-8 (10), М8В (10). Масла группы «Г» (предназначенные для автомобилей ВАЗ) допускаются «Инструкцией по эксплуатации мотороллера» только потому, что широко в настоящее время распространены. Они чаще вызывают отказы свечей из-за образования нагара на электродах.

Чтобы исключить повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы, надо помнить о своевременном обслуживании масляного воздухоочистителя. Капроновую путанку в его корпусе следует равномерно распределять по всему объему, включая углы. Масло в поддоне должно быть достаточно чистым, без твердого осадка на дне и в положенном количестве.

Ныне на заводе разработан и испытан воздухоочиститель с бумажным элементом, который не требует столь частого ухода. Испытания нового элемента в пластмассовом корпусе показали, что износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя значительно снизился. Этот воздухоочиститель будет внедрен в производство с первой модернизацией «Тулицы».

Введение в конструкцию сцепления дополнительных дисков вместе с возможностью передавать больший крутящий момент повысило чувствительность муфты к регулировке механизма выключения А она меняется, поскольку в процессе эксплуатации пружины усаживаются неодинаково, и это приводит к неравномерному отходу нажимного диска и нечеткому выключению сцепления. Поправить дело можно перестановкой пружин, добиваясь равномерного, без перекоса отхода нажимного диска. Свободный ход рычагов выключения сцепления на руле и картере двигателя желательно сделать минимальным, около 10 и 1 мм соответственно.

Особого внимании требует трос сцепления. Облицовочные панели и особенности компоновки мотороллера предопределяют несколько резких изгибов троса, где смазка довольно быстро вырабатывается. В результате возрастает усилие на рычаге выключения сцепления. Поэтому следует чаще проверять прокладку троса и смазывать его.

Попытки ввести в трос моторное масло при помощи воронки, как правило, не дают желаемого результата, поскольку промежуток между самим тросом и рубашкой очень мал. Лучше воспользоваться любым эластичным флаконом с резиновой пробкой. По центру пробки делают отверстие, равное по диаметру оболочке троса, и разрезают ее вдоль. В пробку вкладывают оболочку так. чтобы конец ее и трос с бобышкой входили во флакон. В дне его надо сделать отверстие диаметром 2—3 мм для компенсации воздухом объема выдавливаемого масла. Придерживая пробку с тросом и периодически сжимая баллон, а затем открывая компенсационное отверстие, продавливают масло до появления его с противоположного конца троса. Чтобы масло легче проходило, его можно подогреть. Обычно подобная операция гарантирует полноценную смазку троса.

В заключение отметим, что правила эксплуатации и регулировки остальных узлов мотора Т—200A аналогичны рекомендуемым для «Туриста» и достаточно подробно изложены в инструкции по эксплуатации мотороллера.

В. ПУДОВЕЕВ, главный конструктор Е. ГОЛОЛОБОВ, начальник КБ двигателей

г. Тула

 

Внешние скоростные характеристики двигателей Т—200A (сплошные линии) и Т—200Т (пунктир): Ne — эффективная мощность; ge — удельный расход топлива.

Внешние скоростные характеристики двигателей Т—200A (сплошные линии) и Т—200Т (пунктир): Ne — эффективная мощность; ge — удельный расход топлива.


 

1981N07P28








Связь с администрацией: [email protected]