Двигатель мотороллера Тулица
С 1979 года тульский машиностроительный завод имени Рябицова выпускает мотороллер «Тулица» взамен «Туриста—М». Различия этих моделей были описаны в августовском номере «За рулем» 1979 года. Но просьбе многих владельцев тульских мотороллеров публикуем материал об особенностях нового двигателя и возможности его применения на прежних моделях. Ныне завод выпускает двигатели Т—200Т для грузового мотороллера «Муравей» и Т—200A для «Тулицы». Их внешние скоростные характеристики, представленные на рисунке, говорят о том, что повышение максимальной мощности у Т—200A не повлекло ухудшения параметров двигателя на малых и средних оборотах. Фактически мощность мотора Т—200A вследствие технологического разброса при изготовлении деталей колеблется в пределах 14 — 16 л. с. Экономические же характеристики двигателей примерно одинаковы. Мощность нового мотора поднята увеличением степени сжатия (первоначально до 9,3), изменением фаз газораспределения и введением трехканальной продувки цилиндра. В дальнейшем степень сжатия была снижена до 9,0, что повысило термическую надежность двигателя и исключило калильное зажигание, которое иногда наблюдалось при низкокачественном бензине. Большую пользу принесло применение биметаллического цилиндра с третьим продувочным каналом, который наряду с улучшением наполнения цилиндра обеспечил интенсивное охлаждение днища поршня свежей смесью, проходящей через окно в верхней его части. Это позволило даже при очень больших нагрузках практически полностью избавиться от перегрева и опасности заклинивания поршня. Новую цилиндро-поршневую группу следует устанавливать на двигатель «Туриста» только комплектом, с узлами и деталями, указанными в табл. 1. Несоблюдение этого условия в данном случае либо не позволит собрать двигатель, либо резко ухудшит его работу и может привести к серьезным поломках! Кроме того, из картера надо удалить четыре шпильки М8. крепящие цилиндр, и в отверстиях для них нарезать резьбу М10x1.25 на глубину 20 мм. В случае, когда для крепления цилиндра заводом установлены ступенчатые шпильки (М10x1,25xМ8), последняя операция, естественно, не нужна.
Таблица 1. Комплект оригинальных узлов и деталей двигателя Т—200А
Цилиндро-поршневую группу двигателя Т—200A нельзя устанавливать на грузовые мотороллеры, так как. во-первых, этому помешает конструкция подседельного уз па рамы, а во-вторых, настройка двигателя совершенно не соответствует режимам его работы на грузовой машине и наверняка приведет к серьезной поломке. То же относится и к собранному двигателю Т—200A, купленному в магазине. После установки цилиндро-поршневой группы от Т—200A на двигатель «Туриста» нельзя допускать его работу на больших оборотах без нагрузки, поскольку прежняя конструкция коленчатого вала с роликовым подшипником нижней головки шатуна особенно чувствительна именно к подобным режимам и может быстро выйти из строя. Одновременно с переделкой двигателя «Туриста» следует заменить муфту сцепления. Его пятидисковая муфта была рассчитана на небольшой крутящий момент и уже у 12-сильного варианта двигателя наблюдалось пробуксовывание сцепления на высших передачах. Новая шестидисковая муфта не только исключает этот недостаток, но и имеет значительный запас. Устанавливают сцепление так же комплектом, он приведен в табл. 2.
Таблица 2. Комплект сцепления двигателя Т—200А
Теперь о некоторых особенностях регулировки и эксплуатации новых узлов На двигателе Т—200A более холодная свеча зажигания А17В. При вполне удовлетворительной работе во всем диапазоне она более требовательна к режимам холостого хода и малых нагрузок. Чтобы электроды не забрызгивало топливом, советуем тщательно отрегулировать систему холостого хода карбюратора в сторону обеднения. Ориентиром может служить появление небольшого «провала» на холодном двигателе при троганье мотороллера. После прогрева двигателя «провал» должен исчезнуть. При отказе свечи достаточно очистить нижнюю ее часть от нагара и прокалить в открытом пламени. По многочисленным данным испытаний, при аккуратном выполнении этих операций свечи А17В способны служить до 20 тысяч километров. Чтобы повысить надежность их работы, следует применять моторные масла с меньшем количеством различных присадок — АС 8 (Ю), ДС-8 (10), М8В (10). Масла группы «Г» (предназначенные для автомобилей ВАЗ) допускаются «Инструкцией по эксплуатации мотороллера» только потому, что широко в настоящее время распространены. Они чаще вызывают отказы свечей из-за образования нагара на электродах. Чтобы исключить повышенный износ деталей цилиндро-поршневой группы, надо помнить о своевременном обслуживании масляного воздухоочистителя. Капроновую путанку в его корпусе следует равномерно распределять по всему объему, включая углы. Масло в поддоне должно быть достаточно чистым, без твердого осадка на дне и в положенном количестве. Ныне на заводе разработан и испытан воздухоочиститель с бумажным элементом, который не требует столь частого ухода. Испытания нового элемента в пластмассовом корпусе показали, что износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя значительно снизился. Этот воздухоочиститель будет внедрен в производство с первой модернизацией «Тулицы». Введение в конструкцию сцепления дополнительных дисков вместе с возможностью передавать больший крутящий момент повысило чувствительность муфты к регулировке механизма выключения А она меняется, поскольку в процессе эксплуатации пружины усаживаются неодинаково, и это приводит к неравномерному отходу нажимного диска и нечеткому выключению сцепления. Поправить дело можно перестановкой пружин, добиваясь равномерного, без перекоса отхода нажимного диска. Свободный ход рычагов выключения сцепления на руле и картере двигателя желательно сделать минимальным, около 10 и 1 мм соответственно. Особого внимании требует трос сцепления. Облицовочные панели и особенности компоновки мотороллера предопределяют несколько резких изгибов троса, где смазка довольно быстро вырабатывается. В результате возрастает усилие на рычаге выключения сцепления. Поэтому следует чаще проверять прокладку троса и смазывать его. Попытки ввести в трос моторное масло при помощи воронки, как правило, не дают желаемого результата, поскольку промежуток между самим тросом и рубашкой очень мал. Лучше воспользоваться любым эластичным флаконом с резиновой пробкой. По центру пробки делают отверстие, равное по диаметру оболочке троса, и разрезают ее вдоль. В пробку вкладывают оболочку так. чтобы конец ее и трос с бобышкой входили во флакон. В дне его надо сделать отверстие диаметром 2—3 мм для компенсации воздухом объема выдавливаемого масла. Придерживая пробку с тросом и периодически сжимая баллон, а затем открывая компенсационное отверстие, продавливают масло до появления его с противоположного конца троса. Чтобы масло легче проходило, его можно подогреть. Обычно подобная операция гарантирует полноценную смазку троса. В заключение отметим, что правила эксплуатации и регулировки остальных узлов мотора Т—200A аналогичны рекомендуемым для «Туриста» и достаточно подробно изложены в инструкции по эксплуатации мотороллера. В. ПУДОВЕЕВ, главный конструктор Е. ГОЛОЛОБОВ, начальник КБ двигателей г. Тула
Внешние скоростные характеристики двигателей Т—200A (сплошные линии) и Т—200Т (пунктир): Ne — эффективная мощность; ge — удельный расход топлива.
1981N07P28 |
Связь с администрацией: [email protected]