Ремонт коробки передач мотороллера ТуристНаиболее часто встречающиеся неисправности
Коробка передач мотороллера «Турист» — весьма надежный, испытанный узел, поэтому она сохранилась в неизменном виде с первых моделей «Тулы». Неисправности, которые возникают в ней, вызваны, как правило, либо естественным износом деталей в процессе эксплуатации, либо несвоевременной регулировкой механизма переключения. Прежде чем рассмотреть их, вспомним, как устроена и работает коробка. Она включает два вала — первичный 1 (рис. 1) и вторичный 9, четыре пары шестерен — по числу передач и механизм переключения.
Рис. 1. Коробка передач мотороллера «Турист»: 1 — первичный вал; 2, 7, 8 — шариковые подшипники; 3 — шестерня первой передачи; 4 — шестерня второй передачи; 5 — подвижная шестерня третьей передачи; 6 — шестерня четвертой передачи; 9 — вторичный вал; 10 — шестерня четвертой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — подвижная шестерня второй передачи; 13 — шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник.
Первичный вал опирается на два шариковых подшипника 2 и 7, запрессованных в гнезда левой и правой половин картера. Через сквозное отверстие картера проходят штоки механизма сцепления. Заодно с валом выполнена шестерня 3 первой передачи. На первичном валу свободно вращаются шестерня 4 второй передачи и шестерня 6 четвертой. Они соединяются с валом посредством кулачков на перемещающейся по первичному валу на шлицах подвижной шестерне 5 третьей передачи. Вторичный вал 9 опирается на роликовый 14 и шариковый 8 подшипники, вапрессованные в гнезда картера. На вторичном валу свободно вращаются шестерня 13 первой передачи и шестерня 11 третьей. Эти передачи включаются при помощи перемещающейся на шлицах вторичного вала шестерни 12 второй передачи. Шестерня 10 четвертой передачи напрессована на вал.
Рис. 2. Механизм переключения передач: 1 — валик переключения; 2 — прижимная пружина; 3 — кривошип; 4 — собачка; 5, 8 — опорные втулки; 6 — пружина возврата; 7 — зубчатый сектор; 9 — барабан переключения; 10, 11 — вилки переключения; 12 — фиксирующий диск; 13 — фиксатор.
В механизм переключения (рис. 2) входит валик 1, который связан тягой с рычагом. На шлицах вала установлен кривошип 3 с собачкой 4, имеющей два выступа. На том же валу свободно сидит зубчатый сектор 7 с храповиком, соединенный с барабаном переключения 9, и возвратная пружина 6. На поверхности барабана выполнены два фигурных паза, куда входят выступы вилок переключения 10 и 11. Вилки надеты на барабан переключения и входят в кольцевые проточки подвижных шестерен первичного и вторичного валов. Механизм переключения работает так. При повороте валика (педалью через тягу) усилие передается на кривошип с собачкой. Один из ее выступов входит в соответствующую впадину храповика на секторе, который поворачивает барабан переключения, а тот заставляет передвигаться в осевом направлении вилки подвижных шестерен. Для стопорения вилок в этих положениях служит фиксирующее устройство: диск 12, выполненный заодно с барабаном переключения, фиксатор 13, ролик и пружина 2, прижимающая фиксатор к диску.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности.1. Все или отдельные передачи не включаются или включаются при повторном нажатии на рычаг переключения. Почему? Из-за неправильной регулировки длины тяги системы переключения. Чтобы устранить это явление, надо отвернуть контргайку и, навертывая или отвертывая сферический наконечник, отрегулировать длину тяги, создав одинаковый (спереди и сзади) ход педали переключения относительно настила. 2. Тугое, затрудненное переключение передач. Причины: заедание рычагов и деформация тяг системы переключения или неправильная регулировка сцепления (оно «ведет»). В этих случаях достаточно отрегулировать сцепление, выпрямить деформированные тяги, промыть и смазать сочленения рычагов переключения. 3. Рывки при переключении. Они происходят вследствие износа кулачков на муфтах включения шестерен. Решение — замена износившихся шестерен (ремонт их трудоемок, а долговечность после него невелика). 4. Самопроизвольное выключение передач. Оно может быть вызвано поломкой пружины 2 (см. рис. 2), прижимающей фиксатор к фиксирующему диску. Неисправность устраняется заменой пружины. 5. Шум, визг в коробке. Причина — выход из строя подшипников. Для устранения нужно разобрать коробку, осмотреть ее и заменить неисправные детали. Ремонт коробки передач в большинстве случаев требует ее полной или частичной разборки. Несмотря на то, что это довольно сложный узел, ремонт его вполне доступен «среднему» мотоциклисту. Снятие двигателя с мотороллера и его разборка достаточно подробно описаны в заводской инструкции. Расскажем, как правильно собирать коробку после замены деталей. Прежде всего ставят механизм переключения в положение включения четвертой передачи. Затем нагревают половины картера до 80—100°С (например, на электрической плитке, в духовке) и запрессовывают в них подшипники и опорные втулки. Нагрев сохранит в целости гнезда картера. В левую половину картера, в шарикоподшипник 2 (см. рис. 1) легкими ударами выколотки из мягкого цветного металла вставляют первичный вал в сборе с шестерней 4. Одновременно в картер вкладывают шестерню 13 первой передачи вторичного вала, введя ее в зацепление с шестерней 3. Затем нужно собрать барабан 9 переключения передач (см. рис. 2) с вилками 10 и 11 и фиксирующим диском 12. В вилку 10 переключения первой и третьей передач вставить шестерню 12 (см. рис. 1), а в вилку 11 (см. рис. 2) — шестерню 5 (см. рис. 1). Затем барабан переключения вместе с шестернями нужно вставить в опорную втулку левой половины картера и одновременно надеть шестерню 5 на первичный вал. Теперь очередь вторичного вала в сборе. На него нанизывают шестерни 13 и 12 и вставляют в роликоподшипник вторичного вала. В заключение на первичный вал надевают шестерню 6. Теперь, вращая вторичный вал отверткой, вставленной в торцовый паз, проверяем работу шестерен, которые должны вращаться без заеданий. После этого необходимо надеть на валик 1 переключения (см. рис. 2) кривошип 3 в сборе с собачкой 4, пружину 2 и ролик фиксатора 13 диска переключения передач. Вставляя валик в левую половину картера, надо обратить внимание на то, чтобы ролик фиксатора 13 вошел во впадину на диске переключения при таком положении, когда вилка 11 введет шестерню 5 (см. рис. 1) торцовыми кулачками в зацепление с шестерней 6. Пружину 2 возврата валика (см. рис. 2) нужно одним концом завести в проточку картера, а другой — упереть в рычажок ролика фиксатора 13. Потом надеваем на валик 1 зубчатый сектор 7 в таком положении, чтобы с шестерней барабана переключения вошел в зацепление первый правый зуб сектора. В последнюю очередь надеваем на сектор переключения возвратную пружину собачки, разводя концы пружины для соединения с пальцем, на котором сидит собачка. Между половинами картера кладем прокладку, пропитанную бакелитовым лаком или автолом. Не забудьте надеть на барабан переключения и вал переключения опорные втулки 8 и 5. Соединяют картер легким постукиванием по правой половине. При этом необходимо проследить, чтобы фиксатор собачки прошел между концами пружины возврата и зафиксировал ее. Стягивающие винты (с шайбами!) равномерно затягиваем крест-накрест. Л. ОВСИЕВИЧ, инженер
1976N11P38-39 |
Связь с администрацией: [email protected]