Тем, кто ездит на ПаннонииОсобенности эксплуатации и способы устранения неполадок
Венгерский мотоцикл «Паннония» можно встретить на многих наших шоссе и дорогах. В своих письмах в редакцию водители просят рассказать об особенностях эксплуатации этого мотоцикла и способах устранения неполадок. Советы тем, кто ездит на «Паннониях», дает инженер Ю. Торгов. Топливо и масло. Двигатель мотоцикла «Паннония» имеет степень сжатия 7,2 и рассчитан на применение бензина Б-70, А-72, А-74. Если же использовать бензин А-66, то легко возникает детонация, двигатель теряет мощность, перегревается и быстро изнашивается. Правильно составленная топливная смесь избавит мотоциклиста от многих неприятностей. На хорошо обкатанном мотоцикле (после 5000 км пробега) при температуре окружающего воздуха до 25 градусов тепла следует соблюдать пропорцию бензина и масла 25: 1. При меньшем пробеге или более высокой температуре содержание масла следует увеличить (20:1). Из отечественных сортов масел для двигателя подходят АКп-10, АКп-15 и высококачественные авиамасла — МС-14, МК-22. Для коробки передач летом можно рекомендовать масла МС-14, МС-20, АК-10, зимой — АК3п-10, АКп-10, АС-9,5. Карбюратор. Не реже, чем через 500 км пробега, а также перед регулировкой следует смазывать сетку воздухоочистителя. Особое внимание надо обращать на механизм обогащения смеси, в частности на резиновый наконечник плунжера. Наконечник должен быть плотно закреплен, не иметь повреждений и не соскакивать. Очень часто трудности в запуске холодного двигателя возникают из-за того, что соскочивший наконечник перекрывает подачу бензина в распылитель. Повреждение наконечника может вызвать переобогащение смеси, так как при переводе рычага опережения зажигания в переднее положение подача бензина не прекращается. При отсутствии запасного заводского наконечника его заменяют самодельным, изготовленным из бензостойкой резины. Цилиндр и поршневая группа. Уход за цилиндром и поршневой группой мотоцикла «Паннония» сводится к обычному удалению нагара с головки цилиндра, днища канавок поршня и выхлопных окон, но не реже, чем после 4—5 тысяч километров пробега. По мере необходимости следует также очищать ребра цилиндров. При разборе двигателя следует контролировать износ колец по зазору в замке. Если зазор превышает 0,7—0,75 мм, кольцо желательно заменить новым. Зазор в замке у нового кольца должен быть в пределах 0,25—0,30 мм. При недостаточном зазоре может произойти заклинивание. Необходимо также контролировать износ верхней части цилиндра. Сделать это можно специальным нутромером, а приближенно с помощью нового поршневого кольца: путем измерения щупами зазора в замке. Для этого кольцо последовательно располагают в верхней, средней и нижней частях цилиндра. При износе в 0,1 мм цилиндр желательно шлифовать. Обычно необходимость в этом появляется после пробега в 20—25 тысяч километров. Замена кольца производится, как правило, через 12—14 тысяч километров пробега. Ходовая часть. При выборе масла для амортизаторов следует учитывать температуру воздуха. Когда она ниже плюс 5 градусов, в амортизаторы заливают смесь из 50 процентов веретенного и 50 процентов трансформаторного масел — по 0,08 л в каждый. При более высокой температуре хорошие результаты дает применение смеси из 75 см3 масла СУ и 5 см3 керосина. Замену масла в амортизаторах следует производить после пробега 4—5 тысяч километров и во время сезонных профилактических осмотров. Переднюю вилку «Паннонии» необходимо регулярно и тщательно смазывать, заливая через отверстие по 50—70 см3 масла для двигателя в каждое перо. Для этого вывинчивают стопорные болты, крепящие конец пружины. Смазку вилки рекомендуется производить через 1500 километров пробега, то есть чаще, чем это указано в инструкции. Подшипники колес промывают и заполняют свежей смазкой после пробега 8—10 тысяч километров (не реже одного раза в сезон). Наиболее подходящей является смазка 1—13С (синтетическая). Смазку 1—13 жировую вследствие ее быстрого высыхания необходимо менять в два раза чаще. Можно использовать летом консталин и другие соответствующие тугоплавкие смазки, но не солидол. Он легко плавится и вытекает из ступиц. Изношенные подшипники «Паннонии» взаимозаменяемы с отечественными, имеющими соответствующий номер. При установке отечественных покрышек размером 19 X 3,25 (от мотоцикла ИЖ) мотоцикл «Паннония» приобретает на поворотах и, в особенности, при езде по скользкой дороге большую устойчивость. Некоторых водителей, особенно невысокого роста, не удовлетворяет посадка на «Паннонии». Им следует подвинуть руль ближе к сиденью, используя соответствующие удлинители; посадка станет гораздо удобнее, а поездка менее утомительной. Ведущую цепь необходимо регулярно промывать и смазывать консистентной смазкой с добавлением графитного порошка. Это по крайней мере вдвое увеличит срок ее службы. Электрооборудование. В мотоциклах «Паннония» применяется система электрооборудования как с генератором постоянного, так и с генератором переменного тока. При уходе за первой системой требуется своевременная чистка коллектора, контроль и замена щеток (если их длина стала менее 15 мм), контроль регулятора напряжения, проверка батареи аккумуляторов. При уходе за второй системой следует лишь осматривать контакты прерывателя и поддерживать необходимую плотность и уровень электролита в аккумуляторной батарее. Подзарядка аккумуляторной батареи производится через селеновый однополупериодный выпрямитель от специальной зарядной обмотки генератора, обеспечивающей силу зарядного тока около 0,7 А. При питании от генератора без аккумулятора лампы стояночного света горят тускло, а звуковой сигнал и стоп-сигнал не работают. Однако для того чтобы обойтись без аккумулятора, можно использовать напряжение от основных обмоток генератора, питающих лампу большого света. Для этого надо отсоединить селеновый выпрямитель от точки 30/51 на переключателе света (рис. 1) и соединить ее перемычкой с контактом 51, к которому подведен провод от клеммы 51 генератора. При этом необходимо заменить все лампы на двенадцативольтовые (кроме лампы большого света).
Рис. 1. Схема электрооборудования с генератором переменного тока мотоцикла «Паннония»: 1 — фара с лампой большого света, стояночного света и освещения спидометра; 2 — переключатель ближнего (дальнего) света и кнопка звукового сигнала; 3 — генератор; 4 — аккумулятор; 5 — звуковой сигнал; 6 — задний фонарь с лампами освещения номерного знака и стоп-сигнала; 7 - включатель стоп-сигнала.
Система зажигания. Для двигателя «Паннонии» подходит свечи PAL-220, PAL-225, а из отечественных — А-7,5У и А-8У. В холодное время года можно употреблять более «горячие» Искровой зазор свечи должен быть 0,4—0,6 мм. Однако при проворачивании двигателя кик-стартером искра должна пробивать промежуток в 6—8 мм. Плохое искрообразование чаще всего обусловлено загрязнением контактов прерывателя или плохим качеством конденсатора. При замене конденсатора можно установить любой другой, емкостью в 0,25 мм, с рабочим напряжением не ниже 600 в. Конденсатор при замене удобнее установить в
Рис. 2. Съемник маховика
Установка угла опережения осуществляется поворотом щита генератора (на котором укреплены контакты прерывателя) после ослабления трех винтов, крепящих его к корпусу двигателя. Винты частично закрыты маховиком, поэтому отворачивать их приходится специально заточенной узкой отверткой через окна маховика. В тех случаях, когда сделать это невозможно, снимают маховик с помощью съемника (рис. 2) и вспомогательного стержня диаметром 7—8 мм и длиной 10—15 мм. Предварительно необходимо отвинтить контргайку, закрепленную загнутой шайбой. Перед регулированием угла опережения зажигания следует установить по щупу зазор в 0,4 мм между контактами прерывателя. Начало размыкания прерывателя определяют с помощью зажимаемой между контактами полоски бумаги. В момент размыкания бумажку можно вытянуть с небольшим усилием. Если применяются бензин Б-70 или А-72, размыкание контактов должно происходить с опережением 3 мм до ВМТ. Это положение обозначено на кривошипе меткой, которую видно через отверстие, закрытое спускной пробкой на картере двигателя. Если же эта метка плохо видна, то можно установить зажигание, определяя положение поршня при снятой головке цилиндра.
1963N09P22-23 |
Связь с администрацией: [email protected]