Что может послужить причиной уменьшения мощности двигателя

Когда двигатель теряет мощность

 

Первую свою статью в журнале «За рулем» М. Г. Гинцбург опубликовал 25 лет назад — в 1938 году. С тех пор творческое содружество автора и журнала не прекращается. Имя М. Гинцбурга известно не только среди мотоциклистов нашей страны, но и за рубежом. Он — автор многих книг, учебных пособий, таких, как «Эксплуатация и ремонт мотоциклов», «Мотоциклетные кроссы», «Устройство и обслуживание мотоциклов», неоднократно переиздававшихся в СССР и переведенных на иностранные языки.

Полный творческих замыслов, Матвей Григорьевич работает над новыми пособиями для мотоциклистов.

 

Водитель замечает, что у его мотоцикла двигатель теряет мощность. Он стал, как говорят, менее приемистым, то есть число оборотов под нагрузкой возрастает медленнее, машина слабее тянет на подъемах, песчаной дороге. Ускорение и максимальная скорость мотоцикла уменьшились. Не удается преодолеть подъем, который раньше не вызывал затруднений. Даже из-под светофора приходится уезжать в числе последних.

Не всегда виноват только двигатель. Прежде чем приступить к его проверке, необходимо выяснить, достаточно ли легко движется мотоцикл накатом. Для этого его ставят на подставку и повертывают рукой колеса. Отлаженные, они вращаются очень легко, причем переднее перед остановкой покачивается, как у велосипеда, а заднее не имеет признаков притормаживания. При необходимости устраняют неисправности тормозов, подшипников и задней передачи, а иногда и коробки передач. Затем продолжают проверку на ходу, для чего разгоняют мотоцикл и, выключив передачу, продолжают движение по инерции. Если замедление будет интенсивнее, чем прежде, то дополнительно проверяют давление в шинах манометром, а также параллельность расположения колес. И только убедившись, что накат нормальный, приступают к проверке двигателя.

Что чаще всего может послужить причиной уменьшения его мощности?

Плохой бензин. Таким считается бензин, не имеющий достаточной детонационной стойкости вследствие длительного хранения (имеет характерный неприятный запах), или с малым октановым числом.

Перегрев двигателя. Это вызывает детонацию (самовоспламенение смеси), частичное или полное заклинивание поршня в цилиндре. А после заклинивания получить полностью прежнюю мощность уже не удается.

Чтобы исключить влияние этих причин, плохой бензин достаточно заменить лучшим и дать исправному двигателю остыть. Заметим, кстати, что перегрев очень быстро наступает при позднем зажигании и бедной смеси.

Недостаток смазки. У двухтактных двигателей это бывает при малом содержании масла в бензине, недостаточном смешении их, употреблении несоответствующего сорта масла и работе
на бедной смеси; у четырехтактного (имеются в виду мотоциклы, подобные К-750 и М-62) — смазка ухудшается при ее разжижении бензином, проникающим из камеры сгорания, и употреблении несоответствующего сорта масла. Понижение его уровня в пределах меток на щупе не вызывает недостатка смазки при нормальной температуре двигателя. Однако, в особенности в жаркую погоду, желательно иметь в картере полный уровень, так как большее количество масла, участвующего в циркуляции, способствует уменьшению его температуры.

Увеличение сопротивления выпускных патрубков, труб и глушителя. У выхлопных труб и глушителя сопротивление увеличивается при глубоких вмятинах от удара или от обильного засорения. Засорение глушителя чаще возникает у двухтактных двигателей и сильно мешает их нормальной работе, еще чаще у них из-за отложения нагара суживается просвет в выпускных окнах.

Уменьшение компрессии. Оно происходит вследствие естественного износа колец, цилиндра и поршня, а также недостатка смазки и повреждения поршневых колец и клапанов (см. «За рулем», 1963, № 3).

Нарушение герметичности картера двухтактного двигателя. Оно происходит обычно из-за повреждения сальников на коренных шейках кривошипа, неумелой сборки, ослабления затяжки резьбовых соединений, а также естественных износов.

Неправильное опережение зажигания. У двухтактных двигателей необходимо проверить точность установки момента размыкания контактов прерывателя в соответствии с нормой, указанной заводом. Например, на двигателях мотоциклов «Ява» установка зажигания производится с точностью до десятых долей миллиметра. Для отечественных мотоциклов требования несколько менее строги, однако неуверенность в точности выполнения этой работы, а тем более установка «на глаз» совершенно недопустимы. У четырехтактных двигателей, например К-750, оборудованных механическим устройством изменения опережения, проверяют, доходит ли площадка прерывателя до упора, соответствующего полному опережению. У мотоциклов с центробежным регулятором опережения проверяют, обеспечивает ли он полное опережение, а также первоначальную установку зажигания.

Неправильный выбор свечи зажигания. В двигателях должна быть установлена свеча, рекомендованная заводом, то есть соответствующая двигателю по тепловым свойствам. Если, например, рекомендована отечественная свеча с обозначением А11У или иностранного производства с калильным числом 225, то нельзя ставить вместо первой свечу А14У и вместо второй — свечу 175, чтобы эти более горячие свечи не вызвали калильного зажигания.

Перебои в работе цилиндров. Двигатели должны работать с равномерным чередованием вспышек. Только двухтактные двигатели в периоды работы без нагрузки работают неравномерно, но это является их характерной особенностью. Перебои выявляют на слух. Наиболее вероятная причина их — пропуски зажигания, однако они возможны и вследствие неполадок в системе питания и грубых ошибок, допущенных при регулировке клапанов. Выявление причин перебоев представляет известные трудности. В сложных случаях проще и быстрее всего можно действовать методом исключения, последовательно снимая вызывающие сомнение свечи зажигания, карбюратор, конденсатор, катушку зажигания и другие приборы и соответственно заменяя их проверенными.

Неисправности системы питания. При проверке в первую очередь убеждаются в том, что по-прежнему дроссельный золотник, воздушные корректор и заслонка открываются полностью, а воздухоочиститель не засорен. Далее проверяют, не изменился ли состав рабочей смеси. На языке мотоциклистов это называется проверить: «беднит» или «богатит»? Наибольшая мощность получается при обогащенной смеси. Обеднение в конечном счете сопровождается уменьшением ускорения и скорости мотоцикла, увеличением температуры двигателя. При сильном обеднении появляются обратные вспышки в карбюраторе (двигатель «чихает», увеличивается расход топлива), а при большем подъеме дроссельного золотника двигатель теряет мощность или прекращает работу. При богатой смеси из-за неполного сгорания топлива у двигателя медленно увеличивается число оборотов, появляются перебои, из глушителя идет черный дым.

Причины нежелательного обеднения или обогащения смеси устраняют чисткой и проверкой карбюратора и других элементов системы питания. Требуемый состав горючей смеси получают путем регулировки карбюратора (см. «За рулем», 1963, № 2).

Неправильная регулировка и пригорание клапанов. При правильной регулировке зазор между коромыслом или толкателем и клапаном должен соответствовать норме (например, у К-750 — 0,1 мм, у «Урала» — 0,05 мм), указанной заводом для холодного двигателя. Зазор следует измерять только щупом при положении поршня в ВМТ. Это удобно делать, ориентируясь по прерывателю. Его контакты в этот момент должны находиться в начальном положении размыкания. Небольшая неточность, ведущая к увеличению зазора, вызовет лишь несколько более шумную работу газораспределения, но на мощность и долговечность двигателя существенно не повлияет. Ошибка в сторону уменьшения зазора, не говоря уже о полном его отсутствии, недопустима, так как вызовет детонацию (вследствие увеличения температуры выпускного клапана), обгорание клапанов и уменьшение мощности. Клапаны в этом случае приходится притирать.

Нарушение равномерности работы цилиндров. У двухтактных двухцилиндровых двигателей типа «Юпитер» и «Ява» равномерность работы цилиндров нарушается преимущественно при неодинаковой установке опережения зажигания в обоих цилиндрах и различном техническом состоянии двух половин двигателя, у четырехтактных — типа К-750 и «Урал» — преимущественно от неумелой регулировки пары карбюраторов, неодинаковом опережении зажигания и техническом состоянии цилиндров.

Уменьшение приемистости двигателя, ускорения и максимальной скорости мотоцикла может произойти одновременно по нескольким причинам, и требуется немалый опыт чтобы это быстро обнаружить. Чтобы облегчить дело, надо придерживаться золотого правила опытных мотоциклистов: устранять всякую обнаруженную неисправность, не дожидаясь, пока она вызовет другие.

М. ГИНЦБУРГ.



1963N12P26-27








Связь с администрацией: [email protected]