От ИЖ-56 к ИЖ Планете

Новая модель

 

 

От ИЖ-56 к ИЖ Планете

 

Начальник конструкторского бюро - о новой модели:

Комфортабельная, удобная, более надежная

Межремонтный пробег увеличен на 20%

Вибрация устранена

Коэфициент очистки достигает 97%

Улучшенный обод вдвое облегчает монтаж шин

 

В конце прошлого года ижевцы освоили массовый выпуск мотоцикла «ИЖ-Юпитер» с двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л. с. Мотоцикл был сконструирован специально для эксплуатации с коляской. Но не всем требуется машина с боковым прицепом, да и разница в стоимости получается довольно существенная. Словом, нужен был еще современный одиночный мотоцикл класса 350 см3. Изучение запросов потребителей, заводские и межведомственные испытания показали, что в качестве базовой модели для создания нового мотоцикла можно принять выпускаемый сейчас заводом ИЖ-56. Это давало возможность довольно быстро перейти на новую конструкцию.

Новая машина, получившая название «ИЖ-Планета», создана. Она отличается от своей предшественницы не только по эксплуатационным свойствам, но и по внешнему виду.

Идя навстречу пожеланиям мотолюбителей, приводим описание тех изменений и в той последовательности, в какой они внедряются в производство. Одновременно считаем целесообразным указать на взаимосвязь узлов ИЖ-56 и «ИЖ-Планеты», а также на возможность использования некоторых нововведений на мотоциклах старой модели.

Экипажная часть новой модели полностью унифицирована с экипажной частью «ИЖ-Юпитера» (см. журнал «За рулем» №8, 1961 г.). Поэтому мы не будем на ней подробно останавливаться.

Вместо троса ножного тормоза на «Планете» применена жесткая тяга. Благодаря этому повысилась надежность тормозной системы, эффективность торможения. Одновременно улучшена герметизация тормоза заднего колеса: ступица на 3—5 мм входит в проточку кожуха звездочки. Для использования жесткой тормозной тяги на ранее выпущенных машинах необходимо заменить, кроме троса, маятниковую вилку, на которой расположены рычажки двух отдельных тяг и кожух задней звездочки.

 

Новый прерыватель

Новый прерыватель.

 

С начала массового производства «ИЖ-Юпитера» привод спидометра перенесен в крышку переднего тормоза. То же сделано и на «Планете». Точность показаний спидометра теперь не зависит от числа зубьев ведущей звездочки (раньше была заметна разница в отсчетах этих приборов, установленных на мотоциклах-одиночках и имеющих боковые прицепы). Привод спидометра от переднего колеса исключает погрешность из-за пробуксовки, упрощает доступ к редуктору. Новый привод можно использовать и на старых машинах. Для этого надо заменить переднюю тормозную крышку в сборе с редуктором (посадочные места все сохранены) и гибкий вал спидометра, а картер двигателя загерметизировать глухой пробкой.

На «Иж-Планете» устанавливается новая малогабаритная фара. Она лучше освещает дорогу.

Коренным образом изменен прерыватель. Он надежно центрируется относительно оси генератора. Благодаря введению эксцентрикового винта регулировки обеспечивается более простая и точная регулировка как по углу опережения зажигания, так и по величине зазора. Новый прерыватель и улучшение возможности регулировки позволили освободиться от громоздкого и ненужного автомата опережения зажигания. Прерыватель можно устанавливать на машины старого выпуска только вместе с новым корпусом генератора.

 

Схема установки фильтра и крепление защитных шторок

Схема установки фильтра и крепление защитных шторок (показано большой стрелкой).

 

В первой половине нынешнего года намечено внести в мотоцикл следующие наиболее существенные конструктивные изменения. Будет внедрен новый контактно-масляный воздухоочиститель, разработанный заводом совместно с ЦКЭБ мотоциклостроения. Он отлично очищает воздух, поступающий в цилиндры. Коэффициент очистки у него, как показали испытания, при малом расходе воздуха— 88% и при большом — 97%, тогда как у инерционного фильтра типа «циклон» лишь 70% и 62%. Новый фильтр значительно повышает долговечность цилиндров. Если износ их при инерционном фильтре составляет 0,012—0,015 мм на 1000 км пробега, то при контактно-масляном — всего 0,005—0,006 мм.

Очень важно увеличение пылевой емкости фильтра. Это значит, что даже при езде по пыльным дорогам очищать его придется только через 2000—2500 км. Необходимо подчеркнуть, что количество масла, заливаемого в фильтр, строго регламентировано: излишек его переносится в цилиндр, а при недостатке масла фильтр не будет работать как кон-тактно-масляный.

Большое преимущество нового фильтра и в том, что он одновременно служит глушителем, снижающим на 10 децибелов шум всасывания. К мотоциклу «ИЖ-Планета» полностью подходит фильтр, предназначенный для «ИЖ-Юпитера».

Введение нового фильтра большого объема повлекло разработку новых шторок для защиты карбюратора и фильтра, в которых находится и заборник воздуха.

На одном из рисунков показано крепление новых шторок. Они легко снимаются (для этого достаточно отвернуть только одну гайку), обеспечивают хороший доступ к карбюратору, его регулировочным винтам, утопителю поплавка, а также к воздушному фильтру.

Владельцы ИЖ-56 отмечали появление вибрации у некоторых мотоциклов при скорости 60—70 км/час. Проведенные исследования подтвердили правильность наблюдений мотолюбителей. Новое крепление шторок полностью устраняет этот недостаток.
Тем, кто будет ездить на «Планете», надо иметь в виду, что нельзя затягивать болт крепления шторок с большим усилием— это может привести к их поломке. Шторки надо крепить только до полного устранения зазоров, плюс 1 — 1,5 оборота.

Если новый воздухофильтр можно использовать со старым картером, то старые шторки карбюратора оставлять нельзя. Кроме того, при замене их необходимо приваривать к раме дополнительный кронштейн для крепления шторок.

Большое удобство для мотолюбителей представляет новая конструкция переднего щитка. При езде по глине, чернозему, густой грязи забивался постоянный зазор между передним колесом и грязевым щитком и резко снижалась проходимость мотоцикла. Теперь и этот недостаток ликвидирован. Старый щиток присоединяется трубчатыми бугелями к кронштейнам наконечников передней вилки (кстати, в этих сечениях случались поломки), новый — крепится на литом кронштейне к мостику передней вилки, являющемуся подрессоренной частью мотоцикла, и, следовательно, меньше подверженному тряске. По-видимому, мотоциклисты смогут сами закрепить новый щиток даже на старом мостике передней вилки.

Коренным образом изменен и задний щиток. Было много жалоб на трудный доступ к заднему колесу и реле. Конструкторы учли пожелания потребителей и разработали легкосъемный задний щиток.

Не все мотоциклисты одобряют седло-подушку из ревертекса. Однако мы считаем, что оно достаточно удобно, если съемную ручку седла сделать жесткой. Применение подушки позволило снизить высоту посадки на 20 мм.

 


Новый глушитель. Правая крышка картера.

Новый глушитель. Правая крышка картера.

Рисунки Г. Возлинского

 

Новый датчик стоп-сигнала

Новый датчик стоп-сигнала.

 

На «ИЖ-Планете» устанавливается новый бензобак емкостью 18 л, поэтому у нового мотоцикла запас хода почти на 100 км больше, чем у его предшественника. Значительно лучше стал внешний вид мотоцикла с новым баком и сдвоенным седлом, удобнее посадка водителя.

С выпуском мотоцикла «ИЖ-Планета» упрощается обслуживание генератора. Новая правая крышка картера, отъединенная от чехлов, защищающих цепи, более глубоко надета на генератор, что обеспечивает совершенно свободный доступ к его щеткам, конденсатору и прерывателю.

Использовать новую правую крышку на ИЖ-56 трудно — для этого надо заменить весь картер.

Изменена и крышка коробки передач — в ней устанавливается новый подшипник вторичного вала № 192 906. Сейчас заканчиваются испытания этого нового подшипника, имеющего более длинный ролик (5X12 вместо 5X8) с «бомбинированным» профилем. Долговечность его, по данным Саратовского подшипникового завода, больше почти на 20%.

Значительному изменению подвергнут глушитель. Правда, несколько повысилась трудоемкость его изготовления, но зато шум выхлопа уменьшился с 82—84 до 77—78 децибелов. Внешний вид и точки присоединения глушителя остались без изменения.

У нового мотоцикла по-иному сконструирован включатель стоп-сигнала. Известно, что при очень низкой температуре или при езде по грязи он иногда не отключал лампочку. У нового включателя датчик ввертывается в приваренную к раме втулку, а кулачком, нажимающим на стержень датчика, служит ось рычага тормоза. Благодаря этому достигается герметизация и механизм работает безотказно.

По-новому сконструирована маятниковая вилка. Недостатком старой был осевой люфт, который увеличивался при износе. Теперь осевое перемещение происходит внутри поперечной трубы маятника, люфты выбираются при сборке, и осевой износ, как показали испытания, не ощущается. Взаимозаменяемость здесь сохранена полностью, однако необходимо будет ставить маятник в сборе с подшипниками (втулками).

 

Муфта сцепления

Муфта сцепления

 

Многочисленные просьбы мотоциклистов о создании разъемного обода пока еще не удалось удовлетворить. Но новый более глубокий профиль обода примерно вдвое ускоряет забортовку шин.

Тормозные накладки из нового материала, соединяемые с колодками не на заклепках, а приклеиванием, повышают эффективность торможения и примерно на 40% увеличивают долговечность колодок.

Таковы основные изменения, которые будут внэдрены в производство в основном в первом полугодии. «ИЖ-Планета» прошла все стадии испытаний, разработаны технологические процессы.

В целом конструктивные и технологические усовершенствования более чем на 20% увеличат межремонтный пробег мотоцикла. Наряду с этим, как мы уже видели, надежнее будут отдельные его узлы, он станет красивее, удобнее для водителя и пассажира. Разумеется, конструкторы на этом не остановятся. Уже сейчас намечены некоторые изменения, которые будут внедрены несколько позднее. Это прежде всего новая муфта сцепления. Усиление дисков сцепления повысило их долговечность. Применение наружного барабана муфты на подшипнике качения ликвидировало поломку выступов дисков. Такая конструкция, испытанная на мотоцикле «ИЖ-Юпитер», дала хорошие результаты. Она будет применена и на «Планете».

Итак, выход в свет новой машины «ИЖ-Планета» не за горами. Мотолюбители скоро увидят ее. И если она придется им по душе, это будет высшей наградой коллективу мотоциклостроителей.

С. ФИШЕР, начальник конструкторского бюро мотоциклостроения.




1962N03VKL1,3








Связь с администрацией: [email protected]