Мотоцикл С-157А

Модернизированный С-157

 

 

Мотоциклы С-157, созданные ЦКЭБ мотоциклостроения, хорошо известны любителям шоссейно-кольцевых гонок. Вот уже три года на всесоюзных первенствах победу в классе до 125 см3 завоевывают спортсмены, стартующие на этих машинах.

К предстоящему спортивному сезону работники ЦКЭБ подвергли мотоцикл модернизации, которая направлена в основном на увеличение надежности и повышение мощности двигателя. Для автомотоклубов и других организаций уже изготовлено 25 мотоциклов С-157А (так называется модернизированный вариант). На них установлен четырехтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 124 см3 (диаметр цилиндра 58,5 мм, ход поршня 46 мм), мощностью 15,2—16,0 л. с. при 10 400—10 800 об/мин и степенью сжатия 9,0—9,2 (напомним, что мощность двигателей до модернизации составляла 13,7—14,0 л. с.).

Двигатель — верхнеклапанный с двумя верхними распределительными налами, привод которых осуществляется с помощью вертикального вала, двух пар конических и трех цилиндрических шестерен. Кулачки распределительных валов через одноплечные рычаги (рокеры) воздействуют непосредственно на клапаны. Клапанные пружины шпилечные. Зазор между кулачком и рокером регулируется специальными сменными шариками.

 

Двигатель мотоцикла С-157А

Двигатель мотоцикла С-157А.

 

Цилиндр двигателя отлит из алюминиевого сплава и имеет запрессованную чугунную гильзу. Поршень — кокильной отливки из сплава КС-245, коленчатый вал — сборный на прессовых посадках, шатун — усиленный, стальной. Шатунный подшипник — двухрядный роликовый с сепаратором из дуралюминия. У коленчатого вала две опоры с левой и одна с правой стороны.

Кроме маховиков, выполненных как одно целое со щеками коленчатого вала, двигатель снабжен отдельным выносным маховиком.

Для удобства монтажа и демонтажа картера двигателя, имеющего разъем (в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала), установлено два роликовых коренных подшипника. Чтобы избежать осевых перемещений коленчатого вала, на левой цапфе предусмотрен шариковый подшипник с врезным кольцом. Сапун двигателя — золотникового типа, причем роль золотника выполняет левый конец коленчатого вала.

Система смазки модернизированного двигателя С-157А — циркуляционная, с сухим картером и отдельным маслобаком, расположенным в одном корпусе с бензобаком. Двухступенчатый шестеренчатый насос подает масло к большой головке шатуна, к трущимся поверхностям обоих рокеров и к игольчатому подшипнику верхней малой конической шестерни. Смазка остальных трущихся поверхностей осуществляется разбрызгиванием и самотеком.

Зажигание — батарейное. Источник тока — аккумулятор 3МТР-10; действует без зарядки от генератора и обеспечивает работу системы зажигания в течение 6 часов. Избежать разрядки аккумулятора во время стоянки позволяет выключатель, отсоединяющий аккумулятор от сети через замкнутые контакты прерывателя. Последний размещен на картере коробки передач; в шестерне генератора находится центробежный автомат опережения зажигания. Питание двигателя обеспечивает карбюратор К-99 С.

Передняя (моторная) передача мотоцикла — шестеренчатая, с передаточным числом 3,0. Сцепление расположено на первичном валу коробки передач и имеет три фрикционных диска. Для увеличения их механической прочности (особенно шлицев) в пластмассу залит стальной диск. Сцепление и передняя передача работают в масляной ванне. В шестерне сцепления размещен демпфер передачи, выполненный в виде шести резиновых колец.

Коробка передач — четырехступенчатая, трехвальная, с прямой передачей. Передаточное число I передачи — 2,40; II — 1,62; III — 1,175; IV — 1,0. Шестерни коробки находятся в постоянном зацеплении, и включение той или иной передачи осуществляется двумя зубчатыми муфтами. Коробка выполнена в отдельном картере и крепится к картеру двигателя четырьмя шпильками. Переключение передач — ножное, при помощи узла, состоящего из пазового диска, двух вилок и селекторного механизма.

Мотоцикл С-157А имеет двойную трубчатую раму, задняя подвеска его с качающейся вилкой. Подрессоривание осуществляется двумя спиральными пружинами, размещенными в корпусах гидравлических амортизаторов телескопического типа. Передняя вилка также телескопическая, с гидравлическими амортизаторами и мостиком жесткости.

Седло-подушка выполнено из губчатой резины и обшито искусственной кожей. Диаметр шин — 2,50—19".

Тормоза мотоцикла усилены; они выполнены двухколодочными с двумя кулачками. Диаметр тормозных барабанов — 180 мм. Задняя передача цепная, передаточное число 50/17.

В заключение приведем некоторые общие данные мотоцикла С-157 А:

База — 1235 мм.
Дорожный просвет — 150 мм.
Высота седла — 670 мм.
Вес (сухой) — 93 кг.
Максимальная скорость (без обтекателя) — 135 км/час.
Запас хода по топливу— 200 км.
Применяемое топливо имеет октановое число 80 (50-процентный бензин Б-70 или А-70 или 50-процентный нефтяной бензол).
Масло — дизельное ДП-11.

Инженер Б. КАРМАНОВ,
ведущий конструктор ЦКЭБ,
Серпухов.



1960N02P10-11









Связь с администрацией: admin@roker.kiev.ua