Урал М-62

Ирбитский мотоцикл

 

Логотип мотоцикл Урал М-62

На Ирбитском мотоциклетном заводе испытан и подготовлен к производству мотоцикл «Урал» (модель М-62), который должен сменить устаревший М-72 и переходную модель М-61, выпускавшуюся в 1960 году.

 

Урал М-62 650

При разработке основных параметров нового мотоцикла мы стремились предусмотреть как возможность эксплуатации его в разнообразных дорожных и климатических условиях, так и унификацию со спортивными моделями. В чем же заключаются основные особенности «Урала»?

Двигатель. Мотоцикл снабжен двухцилиндровым, верхнеклапанным, карбюраторным двигателем с рабочим объемом 650 см3, развивающим мощность не менее 28 л. с. Оппозитное расположение цилиндров в горизонтальной плоскости (диаметр цилиндра — 78 мм, ход поршня - 68 мм) обеспечивает их хорошее охлаждение и уравновешенность всего кривошипно-шатунного механизма.

Цилиндры двигателя взаимозаменяемы и отлиты из высоколегированного чугуна в оболочковых формах. Алюминиевые головки цилиндров с полусферическими камерами сгорания снабжены двумя подвесными клапанами. Каждый из них подвешен на двух спиральных пружинах, значительно увеличивающих надежность работы механизма газораспределения. Металлокерамические направляющие в головках цилиндров обеспечивают работу клапанного механизма без заедания и предохраняют от преждевременного износа.

Усиленные поршни имеют по четыре кольца: два компрессионных и два маслосъемных. Пористое хромирование верхних компрессионных колец позволяет получить лучшую смазку зеркал цилиндров и, следовательно, уменьшает износ их. Установка резинового сальника маховика взамен фетрового и хорошая герметизация цилиндров снизили расход масла до 0,1 л на 100 км пути.

Двухискровая катушка зажигания и прерыватель с центробежным автоматом опережения устанавливают независимо от водителя оптимальные режимы работы двигателя, что улучшает динамические и экономические качества мотоцикла и увеличивает долговечность двигателя.

Этому способствует также новая конструкция инерционного масляно-контактного воздухофильтра, обладающего повышенным коэффициентом очистки.

Совершенствование двигателя позволило снять с единицы рабочего объема большую мощность, повысить тяговые и динамические качества мотоцикла.

Кроме того, снижение литража двигателя в значительной степени уменьшило «металлоемкость» конструкции и, следовательно, вес мотоцикла.

Силовая передача. Сцепление нового мотоцикла — сухое двухдисковое. Ведомые диски армированы новым фрикционным материалом КФ-3, имеющим высокий коэффициент трения, большую износостойкость и температуростойкость. Новый резиновый сальник штока сцепления, примененный взамен фетрового, ликвидировал течь масла.

На мотоцикле «Урал» установлена принципиально новая коробка передач с мелкошлицевым включением, что в значительной мере устранило дефекты коробки передач М-72. В дальнейшем в нее будет введен и закрытый механизм ножного переключения передач.

Задняя передача с карданным валом также претерпела ряд изменений. Прессовое соединение карданного вала с диском заменено шлицевым, а вместо бронзовых вкладышей установлен игольчатый подшипник.

Ходовая часть. Трубчатая, двойная, закрытого типа рама новой модели обладает большой жесткостью за счет пространственного расположения труб. Грязевые щитки глубокого профиля обеспечивают хорошую проходимость мотоцикла и предохраняют водителя от воды и грязи.

Ход передней телескопической и задней вилок увеличен, что в сочетании с более совершенной гидравлической амортизацией значительно улучшает комфортабельность мотоцикла при езде по бездорожью.

Введение нового сальникового уплотнения и удлинение (в два раза) направляющих втулок позволило устранить течь масла и повысить долговечность передней вилки.

На «Урале» установлены усиленные колеса с увеличенной тормозной поверхностью и лабиринтным уплотнением, препятствующим попаданию на нее грязи и песка. Это увеличивает срок службы тормозов и их надежность.

Новый мотоцикл имеет одноместную облегченную коляску с ветровым щитком и багажным отделением. Кузов коляски подрессорен, а колесо оборудовано стальным торсионном. Дополнительные ребра жесткости (профилировки) кузова обеспечивают при одновременном снижении веса большую прочность и долговечность его.

Чтобы улучшить посадку водителя, мы изменили форму руля и снабдили седло упругим резиновым элементом. С введением двухтросовой цепной ручки «газа», новых рычагов переднего тормоза и сцепления стали более удобными и механизмы управления мотоцикла.

На новом дорожном мотоцикле, кроме того, установлено зеркало заднего вида, фара с лучшими оптическими данными и новым спидометром, габаритные фонари. Все это улучшило условия эксплуатации его.

Приведем некоторые сравнительные денные по мотоциклам М-72 и «Урал».

Основные параметры М-72 «Урал»
Рабочий объем двигателя, см3 746 649
Максимальная мощность двигателя, л. с. 22 28
Число оборотов, об/мин 4600 4800
Максимальный крутящий момент, кгм 4,0 4,5
Удельный расход топлива, г/л.с. час. 300 260
Максимальная скорость с коляской, км/час 85 95
Расход топлива на 100 км пути, л 7 5,8-6
Расход масла на 100 км пути, л 0,25 0,1
Вес мотоцикла с коляс кой (сухой), кг 360 320
Вес на 1 л. с. мощности, кг 16,4 11,4

 

Завершая подготовку к производству новой модели, мы одновременно продолжаем поиски более удачных конструктивных решений, в частности, по усилению шатунных подшипников, снижению шума двигателя. Сейчас разрабатывается конструкция ходовой части мотоцикла с маятниковой подвеской колеса и различными упругими элементами, что приблизит нас к созданию унифицированной модели тяжелого мотоцикла (см. «За рулем», № 12, 1960 год).

Конечная цель всех этих работ—создать долговечный, экономичный мотоцикл с хорошей динамикой, полностью удовлетворяющий наших потребителей.

А. ИСАЕВ, заместитель главного конструктора



1961N03P15








Связь с администрацией: [email protected]