Как сделать кик-стартер на мотороллере ТулаТем, кто ездит на Туле
Многие владельцы мотороллеров «Тула» первых выпусков обращаются в редакцию с просьбой рассказать о том, как собственноручно сделать дополнительный механизм пуска двигателя — кик-стартер. В качестве ответа мы помещаем статью инженера В. К. Камерилова, в которой даются соответствующие рекомендации и чертежи, а также описывается взаимодействие частей кик-стартера при работе. Кик-стартер (рис. 1) обеспечивает надежный пуск двигателя при разряженном (до определенного предела) аккумуляторе. Прежде чем приступить к изготовлению деталей кик-стартера, необходимо познакомиться с взаимодействием его частей. Это поможет в дальнейшем, при сборке узла.
Рис. 1. Механизм кик-стартера: а — левая половина картера; б —левая крышка картера; в — отверстие в крышке картера; г — отверстие диаметром 3.5 мм; д — отверстие в левой половине картера. 1 — вал; 2 — рычаг; 3 — каркас; 4 — сальник; 5 — пружина; 6 — шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина; 10 — храповик; 11 — шестерня; 12 — шайба; 13 — заглушка; 14 — шайба; 15 — упор
Представьте себе, что вы нажали ногой на рычаг 2. Скос храповика 10 заскользит по упору 15, установленному в левой половине картера. Сам храповик 10 переместится по шлицам вала 1 и войдет в зацепление с торцевыми зубьями шестерни 11. а пружина 9 прижмет его к упору 15. Но поворот рычага 2 под действием ноги еще не закончен, и храповик. продолжая движение, начинает вращать шестерню 11, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней первой передачи вторичного вала. Она. в свою очередь, вращает коленчатый вал двигателя через переднюю передачу, связывающую с ним барабан сцепления. Одновременно с .поворотом вала 1 кик-стартера закручивается возвратная пружина 5 (один конец ее закреплен в держателе 8. другой — в отверстии левой крышки картера). Вы сняли ногу с рычага 2— и вал 1 иод действием пружины 5 возвращается в исходное положение. В заключительной стадии обратного вращения вала храповик 10 своим скосом начинает опять скользить по упору 15 и зубья храповика выйдут из зацепления с шестерней 11, тем самым позволяя свободно вращаться валу 1 при работе двигателя.
Мы познакомились с основными деталями кик-стартера и их взаимодействием. Теперь можно приступить к их изготовлению. Чертежи всех деталей приведены на рис. 2, а сведения об особенностях обработки и характеристики материалов можно почерпнуть из помещенной выше таблицы.
Рис. 2. Деталировка механизма (обозначения те же. что и на рис. 1).
Когда все детали дополнительного механизма пуска будут изготовлены, можно браться за подготовку деталей картера. Здесь особое внимание следует обратить на расточку отверстий в крышке и левой половине картера под вал: от этого зависит результат всей работы. Для разметки отверстия д в литой бобышке левой половины картера а нужно ввести шестерню 11 в зацепление с шестерней первой передачи вторичного вала. Вставляя в полученное отверстие гладкий валик того же диаметра, размечают отверстие в крышке б картера. При обработке деталей надо руководствоваться размерами, приведенными на рис. 2. Обратите вниманию на необходимость приторцовки крышки б (сделайте в ней отверстие г диаметром 3.5 мм под пружину 5) и левой половины картера а. Теперь приступим к заключительной операции — сборке механизма. Для этого на вал 1 наденьте держатель 8 пружины и закрепите его стопорным кольцом 7. Далее наденьте на деталь 8 пружину 5, а на вал 1 — шайбу 6. Вставьте конец вала 1 в левую крышку картера б, а конец пружины 5 — в 3.5-миллиметровое отверстие г. Затем наденьте на вал 1 храповик 10 с пружиной 9, а на левую половину картера а поставьте шайбу 12 и шестерню 11. Наконец, придерживая тонкой, но крепкой нитью на весу храповик 10, опустите крышку б картера, пропустив вал 1 сквозь шестерню 11 и шайбу 12 в отверстие половины картера а, а нить сразу же выдерните. Собирая механизм, не забудьте установить храповик 10 на шлицах вала 1 так, чтобы в момент установки крышки б скос храповика был повернут выше упора 15 на угол 90—120 градусов. Теперь установите левую крышку б, поверните вал 1 рычагом 2 по часовой стрелке ниже отверстия д и заверните упор 15. На этом сборка заканчивается. Для проверки правильности сборки нажмите на рычаг ногой; он должен энергично возвращаться в исходное положение. В. КАМЕРИЛОВ, инженер
1967N02P24-25 |
Связь с администрацией: [email protected]