Как сделать кик-стартер на мотороллере Тула

Тем, кто ездит на Туле

 

 

Многие владельцы мотороллеров «Тула» первых выпусков обращаются в редакцию с просьбой рассказать о том, как собственноручно сделать дополнительный механизм пуска двигателя — кик-стартер.

В качестве ответа мы помещаем статью инженера В. К. Камерилова, в которой даются соответствующие рекомендации и чертежи, а также описывается взаимодействие частей кик-стартера при работе.

Кик-стартер (рис. 1) обеспечивает надежный пуск двигателя при разряженном (до определенного предела) аккумуляторе. Прежде чем приступить к изготовлению деталей кик-стартера, необходимо познакомиться с взаимодействием его частей. Это поможет в дальнейшем, при сборке узла.

 

Механизм кик-стартера: а — левая половина картера; б —левая крышка картера: в — отверстие в крышке картера; г — отверстие диаметром 3.5 мм; д — отверстие в левой половине картера. 1 — вал; 2 — рычаг; 3 — каркас; 4 — сальник; 5 — пружина; 6 — шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина; 10 — храповик; 11 — шестерня; 12 — шайба; 13 — заглушка; 14 — шайба; 15 — упор

 

Механизм кик-стартера

Рис. 1. Механизм кик-стартера: а — левая половина картера; б —левая крышка картера; в — отверстие в крышке картера; г — отверстие диаметром 3.5 мм; д — отверстие в левой половине картера.

1 — вал; 2 — рычаг; 3 — каркас; 4 — сальник; 5 — пружина; 6 — шайба; 7 — стопорное кольцо; 8 — держатель пружины; 9 — пружина; 10 — храповик; 11 — шестерня; 12 — шайба; 13 — заглушка; 14 — шайба; 15 — упор

 

Представьте себе, что вы нажали ногой на рычаг 2. Скос храповика 10 заскользит по упору 15, установленному в левой половине картера. Сам храповик 10 переместится по шлицам вала 1 и войдет в зацепление с торцевыми зубьями шестерни 11. а пружина 9 прижмет его к упору 15. Но поворот рычага 2 под действием ноги еще не закончен, и храповик. продолжая движение, начинает вращать шестерню 11, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней первой передачи вторичного вала. Она. в свою очередь, вращает коленчатый вал двигателя через переднюю передачу, связывающую с ним барабан сцепления. Одновременно с .поворотом вала 1 кик-стартера закручивается возвратная пружина 5 (один конец ее закреплен в держателе 8. другой — в отверстии левой крышки картера). Вы сняли ногу с рычага 2— и вал 1 иод действием пружины 5 возвращается в исходное положение. В заключительной стадии обратного вращения вала храповик 10 своим скосом начинает опять скользить по упору 15 и зубья храповика выйдут из зацепления с шестерней 11, тем самым позволяя свободно вращаться валу 1 при работе двигателя.

 

 

Позиция (по рис. 1 и 2) Заводской номер детали Наименование детали Материал Термообработка Примечание
1 Т-200М 17-77 Вал кик-стартера

Сталь 12ХН3А или 18ХГТ

Цементировать на глубину 0,4—0,7 мм Калить HRc = 56-60 -
2

Т-200М 17-100

Рычаг кик-стартера Сталь 35 - -
3 Т-200М 17-70 Каркас сальника Сталь 35 - Цинковать Л-5
4 Т-200М 17-71 Сальник Резина - -
5 Т-200М 17-72 Пружина рычага кик-стартера Проволока II-3,0 ГОСТ 9389-60 Отпуск 240-260 градусов Навивка правая; число витков 7
6 Т-200М 17-81 Шайба опорная Сталь 40 - -
7 Т-200М 17-73 Стопорное кольцо Проволока ІІ-1.2 ГОСТ 9389-60 - -
8 Т-200М 17-74 Держатель пружины Сталь 40 Калить HRc = 40-45 -
9 Т-200М 17-75 Пружина храповика Проволока 1.5 II-1 ГОСТ 9389-60 Отпуск 240-260 градусов Навивка правая; число рабочих витков 2.5; полных 4.5
10 Т-200М 17-76 Храповик кик-стартера Сталь 12ХНЗА Цианировать на глубину 0.4 мм Калить HRc = 50-56 Число зубьев 15
11 Т-200М Сб. 17-16 Шестерня кик-стартера m=2,5; z = 32; a = 20 град

Сталь 12ХНЗЦ или 18ХГТ

Цианировать на глубину 0.15—0.4 мм Калить HRc = 56-60 Высота зуба 5.595 мм; диаметр делительной окружности 55 мм
12 Т-200М 17-79 Шайба опорная Сталь 40 - -
13 Т-200М 10-83 Заглушка Сталь 35 - Фосфатировать
14 - Шайба стопорная 12 ГОСТ 3693-52 Сталь 35 - -
15 Т-200М 17-80 Упор Сталь 35 Калить HRc = 32-38 Цинковать Л-5

 

 

Мы познакомились с основными деталями кик-стартера и их взаимодействием. Теперь можно приступить к их изготовлению. Чертежи всех деталей приведены на рис. 2, а сведения об особенностях обработки и характеристики материалов можно почерпнуть из помещенной выше таблицы.

 

Деталировка механизма

 

Деталировка механизма

 

Деталировка механизма 3

Рис. 2. Деталировка механизма (обозначения те же. что и на рис. 1).

 

Когда все детали дополнительного механизма пуска будут изготовлены, можно браться за подготовку деталей картера. Здесь особое внимание следует обратить на расточку отверстий в крышке и левой половине картера под вал: от этого зависит результат всей работы. Для разметки отверстия д в литой бобышке левой половины картера а нужно ввести шестерню 11 в зацепление с шестерней первой передачи вторичного вала. Вставляя в полученное отверстие гладкий валик того же диаметра, размечают отверстие в крышке б картера. При обработке деталей надо руководствоваться размерами, приведенными на рис. 2. Обратите вниманию на необходимость приторцовки крышки б (сделайте в ней отверстие г диаметром 3.5 мм под пружину 5) и левой половины картера а.

Теперь приступим к заключительной операции — сборке механизма. Для этого на вал 1 наденьте держатель 8 пружины и закрепите его стопорным кольцом 7. Далее наденьте на деталь 8 пружину 5, а на вал 1 — шайбу 6. Вставьте конец вала 1 в левую крышку картера б, а конец пружины 5 — в 3.5-миллиметровое отверстие г. Затем наденьте на вал 1 храповик 10 с пружиной 9, а на левую половину картера а поставьте шайбу 12 и шестерню 11. Наконец, придерживая тонкой, но крепкой нитью на весу храповик 10, опустите крышку б картера, пропустив вал 1 сквозь шестерню 11 и шайбу 12 в отверстие половины картера а, а нить сразу же выдерните.

Собирая механизм, не забудьте установить храповик 10 на шлицах вала 1 так, чтобы в момент установки крышки б скос храповика был повернут выше упора 15 на угол 90—120 градусов. Теперь установите левую крышку б, поверните вал 1 рычагом 2 по часовой стрелке ниже отверстия д и заверните упор 15. На этом сборка заканчивается.

Для проверки правильности сборки нажмите на рычаг ногой; он должен энергично возвращаться в исходное положение.

В. КАМЕРИЛОВ, инженер



1967N02P24-25








Связь с администрацией: [email protected]